Это старая версия документа!
Авиапром-2 (гражданская авиация)
О самолётах, которые выпускаются или могут выпускаться в РФ или с её участием.
Здесь не рассматриваются выпуск легких и ультралегких самолетов, автожиров, реплик, дирижаблей, производимых частными лицами и небольшими предприятиями. Десятки таких машин поставляется ежегодно на экспорт, большей частью в Северную Америку. Но номенклатура их очень велика чтобы подробно отслеживать.
Здесь не рассматриваются учебные и боевые самолёты и вертолёты.
По мере появления новой информации буду поддерживать текст в актуальном состоянии.
Пассажирские самолёты
Турбопропы до 20 мест
М-102 Дуэт-Saras
Совместный с Индией самолет на 14 мест (с двигателем Пратт-Уитни РТ6А-66).
Состояние проекта - возможно восстановление производства в Индии (были планы запустить его в 2022 году). Обсуждалось производство в Белоруссии.
Подробнее здесь.
М-101 Гжель
М-101 Гжель. Автор: Евгений Лебедев
Выпускался на Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол».
Состояние проекта - производство прекращено, оснастка осталась. О планах восстановить производство неизвестно.
ТВС-2МС Байкал (первый с таким названием)
14-и местный биплан СибНИА с одним ТВД. Результат многолетней работы над переделкой Ан-2 под американский ТВД. При испытаниях опытного самолёта выявлены недостатки композитной конструкции конкретно для самолёта местных линий. Повреждения сложно отремонтировать в полевых условиях. Поэтому (а так же из-за американского двигателя) Минпромторг заказал разработку алюминиевого моноплана ЛМС-901.
Варианты ТВС-2.
ЛМС-901 Байкал
Испытания ТВС выявили сложность эксплуатации композитов по сравнению с металлической конструкцией. Кроме того, использование американского двигателя несёт риски. На объявленном конкурсе победил проект УЗГА - цельнометаллический подкосный моноплан под ВК-800.
Состояние проекта - продолжаются испытания опытного самолёта с американским двигателем. Готовится серийное производство, уже с ВК-800С.
Рысачок.
Строился в Самаре как учебный 10-местный для училищ гражданской авиации. Предполагалось начиная с 2015 года начать выпуск 16-и (или 19-и) местной версии и выпустить до 2025 310 машин. Но проект заморожен.
Состояние проекта - серийное производство не начиналось.
Л-410
Чешский самолёт на 19 мест. Выпускается Let Kunovice, полностью принадлежавшей ОАО «Уральская горно-металлургическая компания», поставлялся тоже, в основном, в Россию. Сборка велась в РФ (на Уральском заводе гражданской авиации). Варианты Л-410, разработанные УЗГА.
Предполагается замена двигателя на российский ВК-800С и локализация сборки (заложена в программу развития авиапрома до 2030 года).
Турбопропы на 30-50 мест
ТВРС-44 (Ан-140, Л-610)
Турбовинтовой самолёт на 40 пассажиров имеет настолько запутанную историю, что её следует рассмотреть отдельно (ТВРС-44)
Ан-140 выпускался малой серией в Самаре. В связи с событиями на Украине выпуск прекращен. Возможно возобновление выпуска при импортозамещении оборудования.
УЗГА планирует с 2026 года выпускать 44-х местный самолёт ТВРС-44.
Турбопропы на 60-80 мест
Ил-114, Ил-114-300, Ил-114П
Строился в Ташкенте. Сейчас есть планы перенести производство в Нижний. Проект должен быть оцифрован. В Ташкенте осталась разобранная оснастка и задел на 17 самолётов. Первоначально предполагается выпустить Ил-114-100 (возможно с Т7-117С) на основе этого задела, а затем организовать выпуск Ил-114-300 с Т7-117СМ. Как вариант при дальнейшем выпуске рассматривается унификация модели с Ил-112 (Ил-212) - фюзеляж Ил-114, крыло, оборудование и двигатель Ил-112. В этом случае дальность будет недостаточна для патрулирования, однако площадь крыла такая же, как на ATR-72 (а значит, большая чем у исходного варианта экономичность).
Главная проблема - двигатель. Новый Т7-117 в начале 90-х оказался сырым (как и ПС-90 в то же время). Для того, чтобы довести надёжность до нужного уровня нужно вкладывать деньги и устранять недостатки, одновременно с серийным выпуском. По ПС-90 результат был достигнут, на турбовинтовые средств не хватило. Поскольку двигатели на основе Т7-117 планируются на Ил-112 и устанавливают на Ми-38, есть надежда что его доведут. Кроме надёжности, тяга Т7-117 маловата для такого крупного самолёта. Работы по наращиванию максимальной тяги так же идут в рамках проекта Ми-38.
По планам производства первый опытный образец может быть взлететь в 2023 году, а затем выйти на производство 20 самолётов в год, включая патрульную и транспортную версии.
Ил-114-100
Узбеки выпускали вариант Ил-114-100 с PW127H, который. В России вряд ли будут производить этот вариант. Однако есть вариант совместного производства с Китаем, который сам и будет закупать двигатели. В последнее время появились сообщения, что Россия предлагает сборку Ил-144 с этим двигателем Индии и Ирану.
Джеты на 70-90 пассажиров
Ан-148
Производство на Воронежском заводе прекращено. Видимо, у проекта перспектив нет по политическим причинам.
Джеты на 90-130 пассажиров
SSJ
Отдельно - о всех вариантах Суперджета и статистике его производства.
Магистральные узкофюзеляжные
МС-21(Як-242)
История разработки и модификации МС-21
Ту-214,Ту-204СМ
Выпуск Ту-204СМ освоен в Ульяновске, однако заказов на него до последнего времени не было. Ульяновск переключился на грузовую авиацию, хотя задел, из которого можно произвсети некоторое количество Ту-204СМ остался.
Ту-214 выпускается в штучных экземплярах (1-3 штуки в год) в качестве специального самолёта в Казани - как разведчик.
В связи с санкциями предполагается расширение производства до 10 самолётов в год, в дальнейшем, возможно и больше.
Дальнемагистральные широкофюзеляжные
Ил-96
Штучно (1-2 штуки в год) производится в Воронеже для президентского авиаотряда и иногда для стран-изгоев. Рассматривается вариант заправщика, в этом случае производство может стать серийным. Кроме того, появилась информация о возможном совместном производстве с китайцами до выхода на серийное производство Самолёта 2020.
Озвучены планы после 2025 ремоторизировать самолёт на 2 двигателя ПД-35.
C929
Совместный с Китаем проект дальнемагистрального широкофюзеляжника. Первый полёт намечен на 2026 год, с 2028 года серийный выпуск. Двигатели - западные, в качестве варианта разрабатвываемый ПД-35. Композитное крыло. По планам предполагается выпускать до 50 самолётов в год. В производстве будут задействованы российские авиапредприятия, окончательная сборка - в Шанхае.
Транспортные
Турбопроп на 6 тонн
Ил-112В и Ил-112Т
Построен на Воронежском заводе. Потерпел катастрофу.
Проект фактически заморожен до решения вопроса с двигателем.
Средний транспортный самолёт (20 тонн)
Тяжелый транспортный самолёт (60 тонн)
Ил-476
Вариант Ил-76МД-90А. Производство перенесено из Ташкента в Ульяновск. Имеет новую (более легкую) конструкцию крыла, удлинённый фюзеляж, новые двигатели ПС-90А-76. Ликвидирована кормовая стрелковая установка. Первый серийный самолёт передан в Таганрог для изготовления А-100.
В дальнейшем предполагается выпуск удлинённого варианта Ил-76МФ.
ВВС заказали 79 самолётов (из них 40 в варианте заправщика Ил-78)
Планируется нарастить выпуск до 18 самолётов в год.
Сверхтяжёлый транспортный самолёт
Ан-124
Был проект по возобновлению производства самолёта совместно с антоновцами. В связи с событиями на Украине от него отказались.
Самолёт Ермак
Поставлена задача организовать серийное производство семейства сверхтяжёлых транспортных самолётов.
Судя по всему, основываться ряд будет на наработках по Ил-106
Самолёт для перевозки 80-и тонн груза, как полагают, будет иметь 2 двигателя (видимо, ПД-35), для перевозки 120 тонн -4, для перевозки 150 тонн - 6 двигателей.
Амфибии
Экранопланы на 15-20 пассажиров.
Экранопланы Орион
Экраноплан на 20 пассажиров строится в петрозаводском центре ФСБ по строительству экранопланов. 6 штук заказал Иран, ожидается заказ от пограничников и Китая.
Экраноплан Иволга
14-и местный экраноплан производства ТРЭК
Экраноплан на 12 пассажиров
Производства нижегородского НПО «Аэротехнологии» ходит по маршруту Таллин-Хельсенки.
Экраноплан Буревестник, серийное производство разворачивается в Якутии
Самолёты-амфибии
Бе-200
Таганрог обещает наладить производство 8 самолётов в год. Заключён договор на поставку в Китай.
Военные хотят получить А-40, испытанную при СССР амфибию в 1,2 раза большего, чем Бе-200 размера.
Наконец, объявлено, что начнется выпуск экраноплана Спасатель на базе советского ракетного Луня.
Спасатель будет кроме МЧС использоваться для транспорта на Севморпути. Тот же плюс, что и у якутов - возможность ходить круглогодично, над водой ли, над льдом. Ну, и надо думать, в итоге восстановят и Лунь - 400-т тонный ракетный корвет, неуязвимый для морского оружия. Понятно, что мореходность не очень, но не хуже, чем у других корветов.