Виды монополий

option yard

Внимание! Начинаю выкладывать на этом сайте цикл видиолекций по ценообразованию.

option yard

 

В результате можно выделить 9 типов рынков, перечисленных в таблице (Таблица 1).


 

Таблица 1

Покупатели

Продавцы

Много

Несколько

Один

Много

Полиполия

Чистая олигополия

Чистая монополия

Несколько

Олигопсония

Олигономия

Ограниченная монополия

Один

Чистая монопсония

Ограниченная монопсония

Двусторонняя монополия

Субъетность

Чистая (абсолютная) монополия. В отрасли один продавец, он имеет полный контроль как над количеством товара, предназначенного для продажи, так и над его ценой.

Монопсония (чистая и абсолютная) - единственный покупатель и множество продавцов на рынке.

Двусторонняя монополия - ситуация, когда на рынке действуют один продавец (как при монополии) и один покупатель (как при монопсонии).

Характер и причины возникновения

Естественная монополия имеет в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые ресурсы (например, редкие полезные ископаемые, особые земельные участки под виноградники). К естественным монополиям относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное значение для всего общества (железнодорожный и трубопроводный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.).

Экономические монополии дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы у множества конкурирующих фирм. Иногда для производства (или разработки) товаров, которыми торгуют такие монополии требуется концентрация огромных ресурсов, которые не могут позволить себе конкурирующие фирмы - космос, современные самолеты.

Легальные монополии, образующиеся на основании законодательной защиты:

  • патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны изобретателю на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, выданный на право занятия промыслом торговлей;
  • авторские права, согласно которым авторы получают исключительное право продавать или размножать их произведения в течение всей жизни или в какой-то период;
  • торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

 

Искусственные монополии - объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

  • создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
  • ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
  • создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
  • применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

 

Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

Трест - монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

 

 

 

 


Добавить комментарий

Добавить комментарий


Код изображения:
Title:
Ваше имя(*):
Адрес электронной почты:
Notify me of any further comments to this thread:
Сайт:
Комментарий(*):