Расчёт цены при ограничении по сроку

В случае, если зависимость спроса от цены экспоненциальная, цена, при которой весь товар будет распродан в назначенный срок, может быть определена из выражения:

(4)

, где

V – остаток непроданного товара,

T - время до окончания продаж.

Рис. 19. Прибыль при ограничении срока реализации и разных остатках к его окончанию.

 

Для иллюстрации предположим, что сеть дала на реализацию не 240 бутылок пива, а 840 (Рис. 19).

В этом случае оптимальной будет цена 78 рублей, при которой до окончания срока годности будет продано все пиво.

Точно такой же результат мог бы быть получен не увеличением остатка товара, а сокращением времени до окончания срока годности.

Нужно обратить внимание на то, что ситуация при жестких ограничениях по сроку реализации становится очень чувствительной к цене – небольшие колебания в ту или другую сторону способны обрушить прибыль и привести к убыткам. Впрочем, как видеть из исходного примера, «умелым» руководством можно добиться убытков и при менее жестких ограничениях.

Теперь предположим, что ликвидационная стоимость не равна нулю. Для пива это не актуально, но, например, сезонные виды одежду вполне могут продаваться в стоковые магазины.

Сеть магазинов одежды частного предпринимателя включает премиальный магазин с элитным ассортиментом и большими наценками, магазин высокого уровня и стоковый магазин, куда передается нераспроданная одежда из обоих магазинов, и где наценка существенно снижается. Основную прибыль при этом приносит магазин высокого уровня. Пуховик с закупочной стоимостью 11,7 тыс. руб. в магазине высокого уровня продается за 29 тыс. руб. (наценка 130%).      Дважды за сезон (в месяц основания магазина и в конце сезона) проводится распродажа со скидкой 30%. Выручка при этом удваивается. Нераспроданный остаток передается в стоковый магазин, где цены устанавливаются на 10% выше закупки (для куртки это 13 тыс. руб.).

Если бы срок продажи курток не был бы ограничен сезоном, оптимальная цена при такой зависимости спроса от цены была бы 24,25 тыс. рублей. С учётом ограничения срока оптимальная цена – 22,5 тысячи. Благодаря стоковому магазину есть возможность повысить эту цену до 23,7 тысяч.

Далее для простоты примем следующие обозначения:

  • будем называть цену, при которой формируется наибольшая прибыль без ограничения срока продаж, ценой P1;
  • цену, при которой весь товар будет распродан, обозначим P2;
  • наконец, введем в рассмотрение цену, при продаже по которой товра в течении срока реализации можно получить наибольшую суммарную прибыль с учётом выруки от ликвидации остатка. Обозначим эту цену P3.

 

Если цена P1 ниже цены P2, то ликвидационная стоимость не играет никакой роли. Ниже рассматривается только случай невозможности продать товар в срок и по оптимальной цене.

В приложении 4 определена цена P3 при условии остатка на момент окончания срока реализации.

Если зависимость спроса от цены экспоненциальная, то цена P3 определяется выражением

(5)

, где

Pl – ликвидационная стоимость,

b – оптимальная наценка при отсутствии ограничений.

Прибыль при ограничении срока реализации и разной ликвидационной стоимости показана на рисунке (Рис. 20).

Пока рассчитанное в соответствии с выражением (5) значение P3 меньше P2 ликвидационная цена не оказывает никакого вляния на оптимальную цену. Наибольшая прибыль достигается при полной реализации товара в установленный для продажи срок, а значительное увеличение ликвидационной цены (на рисунке с 0 до 40) лишь несколько корректирует нисходящую часть кривой.

Если цена, определенная выражением (5) превысит цену полной реализации, то станет выгодно придерживаться именно этой цены. В приведенном примере увеличение ликвидационной цены до 65 рублей приводит к тому, что оптимальной оказывается промежуточная цена между P2 и P1.

При ликвидационной стоимости, равной переменным затратам (в примере – 70 рублей), оптимальная цена совпадает с ценой наибольшей прибыли без ограничения сроков.

Если же ликвидационная стоимость окажется выше закупочной цены, оптимальная цена увеличится по сравнению со случаем отсутствия ограничений на разницу между ликвидационной и закупочной ценой. Выгодно назначать более высокую цену, если есть возможность с прибылью продать нераспроданный остаток.

 

Рис. 20 Прибыль при ограничении срока реализации и разной ликвидационной стоимости.

 

Кефир закупается по 32 руб. за литровый пакет. При продаже по 38 руб., за неделю в среднем продается 906 пакетов по цене 53 руб. - 228 пакетов. Срок годности кефира – неделя. В магазин завезли 700 пакетов. Какая цена должна быть назначена для получения наибольшей прибыли? Если бы ограничения по срокам не было, то оптимальной была бы цена 42,87 руб. При ограничении следует продавать кефир по 40,8 руб.

Модная зимняя обувь продавалась по цене 10 тысяч руб. за пару. Продажи при этом составляли 15 пар за неделю. Была проведена распродажа, в ходе которой цена была снижена до 7 тысяч руб. за пару. Продажи выросли до 25 пар в неделю. За месяц до окончания сезона осталось 140 пар обуви. Закупочная стоимость 3 тыс. руб. за пару. По окончанию сезона весь остаток товара будет передан в стоковый магазин за треть закупочной стоимости. Оптимальная стоимость при отсутствии ограничения – 8873 руб. за пару. Если бы ликвидационная стоимость была бы равна нулю, следовало было бы установить цену 5024 руб. за пару. Поскольку ликвидационная стоимость равна 1000 руб. за пару, оптимальной будет цена 7405 руб. за пару.

 

При ограниченном сроке реализации товара следует:

Шаг 1. Определить, какова была бы оптимальная цена, если бы ограничения не было.

Шаг 2. Оценить, по какой цене имеющееся количество товара может быть продано за заданный срок. Сравнить эту цену с той, что получена при первом шаге. Если ликвидационная стоимость нулевая, то оптимальной будет наименьшая цена из двух рассчитанных.

Шаг 3. Если после окончания срока реализации товар сохранит ликвидационную стоимость, а наименьшей ценой, определенной на шаге 2, будет цена полной реализации товара за заданный срок, то нужно учесть влияние ликвидации. Для этого вычисляется оптимальная цена с учётом ликвидационной стоимости (например, с использованием выражения (5)). Если эта цена ниже цены полной реализации, то её можно не принимать во внимание. Если выше – именно её нужно использовать при продажах.


Добавить комментарий

Добавить комментарий


Код изображения:
Title:
Ваше имя(*):
Адрес электронной почты:
Notify me of any further comments to this thread:
Сайт:
Комментарий(*):