Определение спроса

option yard

Внимание! Начинаю выкладывать на этом сайте цикл видиолекций по ценообразованию.

option yard

В издательстве URSS вышла книга "Практическое ценообразование".

 

Ф.Котлер "Основы маркетинга"
Стр. 359

 

Определение спроса
Любая цена, назначенная фирмой, так или иначе скажется на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса представлена известной всем кривой спроса (см. рис. 59). Кривая показывает, какое количество товара будет продано на рынке в течение конкретного отрезка времени по разным ценам, которые могут взиматься в рамках данного отрезка времени. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е., чем выше цена, тем ниже спрос. И соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос. Так что, подняв цену с Ц1 до Ц2, фирма продаст меньшее количество товара. Вероятно, потребители с ограниченным бюджетом, столкнувшись с выбором альтернативных товаров, станут покупать меньше тех, цены которых оказываются для них слишком высокими.
Большинство кривых спроса стремится вниз по прямой или изогнутой линии, как показано на рис. 59а. Однако в случаях с престижными товарами кривая спроса иногда имеет положительный наклон типа представленного на рис. 596. Парфюмерная фирма обнаружила, что, повысив цену с Ц1 до Ц2, она продала духов не меньше, а больше. Потребители посчитали более высокую цену показателем более высокого качества или большей желательности этих духов. Однако при слишком высокой цене (Ц3) уровень спроса оказывается ниже, чем при цене Ц2.



Возражения
С.Г.Светуньков в своей работе приводит убедительные аргументы в пользу математически более корректного представления функции спроса qd.
Ниже я кратко изложу основные положения, касающиеся графического представления интересующей нас функции.
1.1. КРИВЫЕ СПРОСА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ДОХОД
В классической постановке, сформулированной еще А.Маршаллом, кривые спроса и предложения могут быть изображены графически на плоскости цена-объем... При этом, говоря о функциональной зависимости объемов от цен, А.Маршалл, как это не парадоксально, тем не менее на графике изобразил обратную функциональную зависимость - зависимость цен от объемов.
Читатель легко может убедиться в этом сам. В "Принципах экономической науки", говоря о поведении покупателя, А.Маршалл приводит следующую зависимость [1, c. 159-160]: " ...можно, например, определить, что он купит:
6 фунтов по 50 пенсов за фунт
7 фунтов по 40 пенсов за фунт
8 фунтов по 33 пенса за фунт
9 фунтов по 28 пенсов за фунт
10 фунтов по 24 пенса за фунт
11 фунтов по 21 пенс за фунт
12 фунтов по 19 пенсов за фунт
13 фунтов по 17 пенсов за фунт"
Как видно из приведенного отрывка, А.Маршалл имеет в виду именно зависимость объема (фунты) от стоимости единицы товара (пенсы). В то же время, строя по этим цифрам кривую, он написал следующее [1, c. 160]: "Такую шкалу спроса можно изобразить на входящем теперь в обычную практику графике в виде кривой, которую мы бы назвали кривой спроса. Пусть Ox и Oy образуют соответственно горизонталь и вертикаль. Пусть 1 дюйм по горизонтали представляет собой 10 фунтов чая, а 1 дюйм по вертикали - 40 пенсов". Таким образом, на горизонтальную шкалу выдающимся экономистом было предложено наносить объемы, а на вертикальную шкалу - цену.
Строго математически это графическое изображение означает, что именно цена товара зависит от его объема, а вовсе не наоборот.
На этот же график А.Маршалл поместил кривую предложения как зависимость цены от объема, говоря при этом о зависимости объема от цены.
Трудно объяснить причину того, почему выдающийся экономист, обладающий прекрасными математическими знаниями (по свидетельству Дж.М.Кейнса А.Маршалл решал в уме дифференциальные уравнения), предложил именно такую интерпретацию кривых спроса и предложения. Возможно, он это сделал, исходя из взаимосвязи, которая имеет некоторую двухстороннюю направленность. Возможно, он это сделал из-за удобства изображения - кривые спроса и предложения при этом уходят вверх, а в правильной математической постановке - вправо. Листы бумаги, с которыми приходится работать современным ученым, вытянуты вверх, а не вбок (формат А-4), поэтому удобнее изображать график, вытянутый вверх. Причины этой математической некорректности сложно объяснить.
Тем не менее, наглядность графического изображения, сила и убедительность аргументов А.Маршалла были настолько впечатляющими, что с тех пор экономисты всего мира используют именно такое изображение кривых спроса и предложения, объясняя с их помощью механизм рыночного ценообразования. При этом большая часть экономистов отдает себе отчет в том, что кривые спроса и предложения изображаются ими не совсем корректно, показывают эту математическую ошибку, но - так уж принято на протяжении многих десятилетий - ошибку не исправляют.
Кривые спроса и предложения в интерпретации А.Маршалла показаны на рисунке 1.1.1. На нем кривая предложения по традиции обозначена двумя буквами S, а кривая спроса - двумя буквами D. Точка пересечения этих кривых, обозначенная буквой A, характеризует точку рыночного равновесия с равновесной ценой P' и равновесным объемом продаж Q'. Указанная постановка задачи на первых порах затрудняет понимание процесса рыночного ценообразования, особенно для людей со строгими математическими вкусами. Однако в дальнейшем проблемы постепенно исчезают.
В настоящей работе такая интерпретация процессов оказывается неприемлемой, поэтому в дальнейшем и математически и графически имеется в виду именно зависимость объемов от цены единицы изделия, то есть будет использоваться математически корректная постановка задачи. Тогда если говорить о кривой спроса, которая характеризует объем приобретения при той или иной цене, а о кривой предложения говорить как о кривой, характеризующей объемы товара, которые продавцы готовы предложить на продажу при изменении цен, то график должен быть иным, а именно таким, как это изображено на рисунке 1.1.2.
Здесь, в отличие от рисунка 1.1.1, кривая предложения:
- во-первых, имеет началом горизонтальную ось, а не вертикальную;
- во-вторых, имеет горизонтальную асимптоту, а не вертикальную.
Очевидно, что и координаты точки A поменялись местами.
Новое расположение кривых спроса и предложения математически, а значит, и методологически более верны, да и смысловую нагрузку имеют достаточно более ясную, чем в случае их изображения на осях рисунка 1.1.1.

В такой постановке задачи можно действительно говорить о графическом изображении зависимости объемов от цены и говорить об адекватности ему математических методов, начиная с уравнений кривых спроса и предложения и заканчивая (в специальных случаях) вычислением интегралов. Рисунок 1.1.2 позволяет получить целый ряд новых результатов, которые невозможно получить при применении рисунка 1.1.1.

 

 

Комментарии


Добавить комментарий

Добавить комментарий


Код изображения:
Title:
Ваше имя(*):
Адрес электронной почты:
Notify me of any further comments to this thread:
Сайт:
Комментарий(*):