Фронтовая авиация

option yard

Внимание! Начинаю выкладывать на этом сайте цикл видиолекций по ценообразованию.

option yard

В издательстве URSS вышла книга "Практическое ценообразование".

 

Со времен Второй мировой авиация составляет основу военной мощи Соединенных Штатов. Именно подавляющее превосходство в воздухе обеспечивало им победы в тех войнах, где им удалось победы добиться. С другой стороны это означает, что США воздерживаются от борьбы со странами, которые могут нанести ощутимые потери их авиации.

Посмотрим, как выглядит американская авиация по сравнению с российской. Сравнение нужно делать для случая неядерного конфликта. Равенство по ядерным зарядам и средствам доставки отслеживается на переговорах и его можно легко проверить по заключенным соглашениям. Пусть сравнение будет консервативным - т.е. в сомнительных случаях принимаем вариант, лучший для американской авиации.

В обзоре не рассматриваются вертолеты, учебная и транспортная авиация, чтобы не наращивать объем слишком сильно.

Не учитываются самолеты, находящиеся на хранении. Во-первых, многие из них были подвергнуты каннибализму – как у нас, так и в США. Трудно определенно сказать, какое количество может быть восстановлено. Во-вторых, самолеты требуют пилотов. Даже если призвать ветеранов, необходима многомесячная подготовка для того, чтобы те восстановили свои навыки.

Рассматривается как текущее состояние дел, так и перспектива с учетом сделанных (или планируемых) заказов. Точный количественный и качественный состав ВВС ВС России является секретной информацией. Приведённые ниже данные собраны по открытым источникам и могут содержать существенные неточности. Данные по количеству самолетов взяты из Википедии - для ВВС РФ и ВВС и ВМФ США. Все претензии по правильности оценки количества - к авторам Вики.

Отдельно, без особых подробностей, приведены данные по дальним бомбардировщикам.

 

Тактика

Прежде чем сравнивать количество самолетов и их ТТХ несколько слов о тактике боя.

В конце 50-х, когда на вооружение сначала у американцев, а затем в СССР были приняты управляемые ракеты воздух-воздух, у военных специалистов господствовало мнение, что ближние бои ушли в прошлое. Поэтому, например, на новейших истребителях вообще не ставилось пушечное вооружение.

Бои во Вьетнаме доказали, что такое мнение глубоко ошибочно. Легкий МиГ-21 бил гораздо более совершенный Фантом. На основании опыта войны во Вьетнаме американские специалисты разработали концепцию самолета 4-го поколения. Он имел гораздо меньшую нагрузку на крыло, чем у предыдущего поколения и тяговооруженность больше 1 (тяга превышала вес самолета). Благодаря этому новые истребители имели очень хорошую маневренность, как вертикальную, так и горизонтальную.

Жизнь доказала правильность нового подхода. В борьбе с самолетами предыдущего поколения новые машины имели подавляющее превосходство.

Новая концепция предполагала использование двух типов самолетов - тяжелого истребителя завоевания превосходства в воздухе и сравнительно дешёвого легкого истребителя-бомбардировщика. Считалось, что в бою тяжелого и легкого истребителей преимущество будет на стороне тяжелого - он имеет больший радиус действия, несет более мощное вооружение, более эффективное (в частности из-за больших энергетических возможностей) БРЭО. Учитывая это, тяжелые истребители рассматривались как средство завоевания превосходства в воздухе, а на легкие, помимо прочего, возлагалась задача ударов по наземным целям. Это дополнительно усиливало преимущество тяжелых истребителей в бою - универсальность предполагала, что часть ресурсов самолета будет использоваться не для воздушного боя. Кроме того, пилот, обучающийся ударам по наземным целям, не может столько же времени уделять подготовке к воздушному бою, сколько пилот чистого истребителя. Опять же превосходство тяжелых самолетов 4-го поколения над легкими было подтверждено теми немногими боевыми столкновениями, в которых и те, и другие участвовали.

Наряду с легкими истребителями-бомбардировщиками появились двухместные тяжелые, созданные на базе тяжелых истребителей завоевания превосходства в воздухе. Разделение функций пилота и оператора облегчило работу в бою, однако из-за возросшей массы такие самолеты несколько потеряли маневренность - возросла нагрузка на крыло, снизилась тяговооруженность.

Наконец, при переходу к 5-му поколению, представления  военных вернулись к взглядам полувековой давности. Многие из специалистов считают, что ближний воздушный бой наконец-то ушел в прошлое. Малозаметный самолет с расстояния 100-150 км. должен наносить удары ракетами большой дальности.

ПВО

В России на вооружении стоит 1900 С-300П, 200 С-300В, около 70 С-400 (заказано 450), 350 Бук, 120 Тор, 400 Оса, 250 Тунгуски. Итого - примерно 3300 пусковых установок.

США располагает 483 ПУ Patriot.

ПВО России имеет явное количественное и качественное превосходство, кроме того оно представляет собой комплексную систему, преодолеть которую очень сложно.

Крылатые ракеты и БПЛА

На вооружении США примерно 2000 BGM-109 Tomahawk, часть которых, возможно, уже не работоспособна. Для ударов по Югославии потребовалось 700 ракет, для ударов по Ливии, не имеющей ПВО - 500 (124 только за два первых дня ударов). Дозвуковая неманеврирующая ракета - удобная цель для ПВО и истребителей. Во времена ее разработки основной упор делался на полет на предельно низкой высоте. Однако за прошедшие годы были разработаны достаточно эффективные меры борьбы с низковысотными целями.

Современные БПЛА вынуждены обмениваться с командными пунктами информацией по толстым каналам связи. Такие каналы очень непросто защитить, что доказали иранцы неоднократным перехватом управления американскими БПЛА. В борьбе высокотехнологичных противников масштабное применение БПЛА под серьезным сомнением.

 

Истребители-перехватчики

МиГ-31/МиГ-31БМ.

У США аналога по характеристикам и задачам нет. Он не заточен на воздушный бой, однако может выполнять важную функцию. Известно, что американские ВВС широко используют самолеты АВАКС и заправщики. МиГ-31 вооружен ракетами Р-33 с дальность 160 км и Р-37 с дальностью 300 км. Они не могут использоваться против маневренных целей - максимальная перегрузка цели не превышает 4g. Однако неманевренные самолеты поддержки вполне могут быть уничтожены. С учетом того, что самолеты АВАКС США имеют дальность обнаружения 320-400 км, будем рассматривать столкновения без самолетов дальнего обнаружения и заправщиков со стороны США.

Точно так же эффективны перехватчики и против крылатых ракет.

По оценкам, сейчас в России на вооружении более 250 Миг-31. Предполагается модернизировать 60 самолетов до уровня БМ (из слушаний в Госдуме стало известно, что 50 уже модернезировано) и оставить 40  в модификациях ДЗ и БС (итого 100 самолетов).

Дальность обнаружения крупных целей для немодернезированного самолета - 200 км, для МиГ-31БМ - 320 км. Самолет может выполнять функцию дальнего обнаружения для Су-27.

 

Российские перехватчики вполне способны не допустить на ТВД американские самолет дальнего обнаружения и заправщики.

Истребители завоевания превосходства в воздухе

F-15 Eagle и Су-27

Су-30 / Су-30М2 / Су-30СМ

 

Су-27 всё топливо несёт во внутренних баках и установка ПТБ не предусмотрена. Предельная дальность его 3900 км, у F-15С без ПТБ -1900. F-15 всегда (даже в тренировочные полёты) берёт с собой хотя бы один топливный бак. Перегоночная дальность F-15C с одним баком сопоставима с Су-27, но бак означает меньшее количество ракет. При этом в бою бак придется сбросить, в результате чего в любом случае боевой радиус F-15 оказывается меньше (1100 км против 1500). В отличие от Су-27 F-15 имеет средства дозаправки в воздухе, однако нам следует предполагать отсутствие такой возможности (см. МиГ-31).

Тяговооруженность Су-27 для нормальной массы составляет 1,11, тяговооруженность F15C - 1,05. Нагрузка на крыло Су-27 -363 кг/м2, F-15 - 358 кг/м2, однако на Су-27 реализована интегральная компоновку: его крыло плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. В результате маневренность Су-27 намного выше.

Это стало причиной побед Су-27 в учебных боях.

Первый раз такой бой был проведен в 1992 году на авиабазе Лэнгли  в штате Вирджиния. В трех попытках Су-27 победил трижды, причем один раз по ошибке условно "сбив" кроме противника еще и F-15 сопровождения.

Учения по авиационной боевой подготовке (DACT) «Коуп Индия — 2004» в Индии проходили с 1 6 по 26 февраля 2004 г. на авиабазе Гвалиор (шт. Мадхья Прадеш).  В них принимали участие американские F-15 и индийские Су-30МКИ. Индусы выиграли каждые два из трех поединков, в которых участвовали. По сообщениям индийского командования, таким образом, американцы были «сбиты» не менее 20 раз.

На совместных учениях Sindex-Ankush над авиабазой Гвалиор в 2005 г. индийские Су-30МК выиграли 8 из 10 поединков с американскими истребителями F-15.

По слухам, после 2005 командование американских ВВС запретило своим летчикам участвовать в учебных боях — «чтобы не травмировать психологически американских летчиков».

В 1995 г. командующий тактической авиацией ВВС США генерал Джозеф Рэлстон, отстаивая перед Конгрессом острую необходимость для США в программе истребителя F-22, прямо заявил: «Не нужно никакой разведки для того, чтобы констатировать превосходство Су-27 над F-15 в маневренности и тяговооруженности».

В России на вооружении примерно 350 Су-27, причем 50% парка модернизировано до уровня Су-27СМ. Количество самолетов за 2 года практически не изменилось. Кроме того за два года поступили 7 Су-30. До 2016 года заказано 60 Су-30. Даже если спишут все немодернезированные самолеты, к 2020 году останутся все Су-30 и Су-27СМ - 240 машин (при условии, что после 2016 не будет нового заказа на Су-30, а он, скорее всего, будет).

F-15C/D и F-16 были запущены в серийное производство на 10 лет раньше советских аналогов. В отличие от российской техники, в 90-е годы они активно вырабатывали свой ресурс, используясь для интенсивной подготовки летчиков и в локальных конфликтах. Средний возраст самолета F-15 - 28 лет, средний налет - 20 часов в месяц, ограничение по сроку эксплуатации в таком режиме - 33 года.

В результате в США в 2010 на вооружении было 522, в 2012 -240 F-15.

За последние два года количество F-15 уменьшилось более, чем в два раза. Предполагается провести модернизацию 176 самолетов с продлением их службы. Очевидно, лишь эти машины останутся в строю к 2020 году, если не обнаружится какой-то ранее неизвестной проблемы, подобной разрушению лонжерона в 2007 году. Тогда заметное количество самолетов было списано по этой причине, а для части оставшихся было введено ограничение по максимальной перегрузке.

Итак, сейчас у России на 100 самолетов класса Су-27/F-15C,D,E больше. К 2020 году это разница может сократиться до 65, но, скорее, даже увеличится.


Су-27

F-15 Eagle

F-22 Raptor, Су-35С, ПАК ФА

F-22

Не будем обращать внимание на технические проблемы F-22, такие, как отказ системы генерации кислорода  (в результате которой полеты несколько раз приостанавливались на длительный срок). Полагаем, что все детские болезни в скором времени будут излечены.

Основной козырь F-22 - малозаметность. Однако этот козырь работает только в случае, если радар самолета выключен. Для этого самолет должен наводиться на цель с помощью АВАКСа. Но мы предполагаем, что такой возможности у американцев нет (см. МиГ-31). Есть еще один важный момент. На большой дальности основное вооружение F-22 - AIM-120C AMRAAM. Ракета имеет смешанное наведение - в район цели она приходит с использованием командно-инерциального управления, а потом (на расстоянии 18 км) включается радиолокационная головка самонаведения. При запуске носитель рассчитывает траекторию цели и задает ракете направление движения. Если цель маневрирует, ракете подается команды на изменение траектории. Очевидно, чтобы это осуществлять радар носителя должен отслеживать цель, причем это должен быть радар самого самолета, а не АВАКСа. Если же в течении всего боя радар обязан работать - невозможно достигнуть невидимости.

Кроме того, борьба средств снижения заметности и средств обнаружения напоминает борьбу брони и снаряда - с той разницей, что радикально снизить заметность самолета за время его службы нельзя, а средства обнаружения совершенствуются ежегодно.

Известно, что интенсивность отраженного сигнала обратно пропорциональная четвертой степени расстояния и прямо пропорциональна ЭПР.

Для ЭПР F-22 назывались значения от 0,3 м2 до 0,0002 м2 (якобы, фронтальный ЭПР). Последнее значение вызывает большое сомнение, даже если это ЭПР лишь при строго определенном положении радара. Достоверно проверить данные нет возможности. В любом случае, небольшое изменение угла подсветки приведет к значительному увеличению ЭПР. Реальная ЭПР будет в диапазоне от называемых 0,3 м2 до 0,01 м2.

Известно, что радар Су-35 обнаруживает цель с ЭПР 3м2 на расстоянии 400 км.

Следовательно, расстояние обнаружения цели с ЭПР 0,3 м2 будет 224 км, с ЭПР 0,01м2 -96 км, с ЭПР 0,0002 - 36 км. Если учесть, что дальность ракеты AIM-120 не превышает 120 км, тактика "незаметно подкрался и выстрелил" (даже с использованием АВАКСа) представляется сомнительной.

Кроме того, ударная волна от самолета, летящего со сверхзвуковой скоростью, отражает радиоволны, делая все усилия по снижению заметности такого самолета бессмысленными.

Кроме традиционного радара на новых российских радар L-диапазона, на который принятые на стелсах средства снижения заметности не действуют, и оптический локатор, обнаруживающий противника за 100 км.

Таким образом, малозаметность, являющаяся полезным дополнительным свойством, не обеспечивает гарантированную победу в воздушном бою.

А раз так, следует посмотреть, как выглядит F-22 с точки традиционных требований, предъявляемых истребителю 4-го поколения.

Нагрузка на крыло при нормальном взлетном весе (30 206 кг) - 387 кг/м2, существенно выше, чему у Су-27, по тяговооруженности (1,05) Раптор тоже уступает Су-27.

Боевой радиус F-22 (760-1100 км) тоже меньше, чем у Су-27. Максимальная скорость Раптора 2200 км/час против 2500 у Су-27. Таким образом, ради малозаметности (возможно, не очень полезной) конструкторы пожертвовали летными качествами. В маневренном бою Раптор, скорее всего проиграет Сухому.

Некоторое преимущество перед Су-27 дает использование на Рапторе отклонение вектора тяги в вертикальной плоскости. Однако, такая возможность (даже более существенная - в разных плоскостях) есть на Су-30, которые к 2020 году составят значительную долю российских истребителей поколения 4+. Разумеется, отклонение вектора тяги есть на Су-35 и Т-50. Именно их следует сравнивать с F-22, поскольку их средства обнаружения сводят на нет малозаметность американского истребителя.


 

Су-35

 

Т-50

Нагрузка на крыло Т-50 меньше, чем у любого американского или российского истребителя - 340 кг/м2. Тяговооруженность с существующим двигателем невысока - 0,98, однако для перспективного двигателя "129" она тоже будет рекордной - 1,17. С загрузкой же 68% топлива тяговооруженность уже сейчас составляет 1,13.

В настоящее время на вооружении ВВС США находится 179 F-22. В ВВС России 12 Су-35С. Кроме того, в ближайшее время для проведения войсковых испытаний ВВС будет переданы 5 Т-50. До 2015 года промышленность должна передать 48 Су-35, предполагается заказ еще на 48 самолетов. Заказано 60 Т-50, общая потребность ВВС оценивается в 180-200 самолетов такого типа. В результате, к 2020 году в ВВС предполагается иметь 96 Су-35 и 60 Т-50, т.е. по количеству самолеты поколений 4++ и 5 практически сравняются с Рапторами.

Итак, сейчас количество истребителей завоевания превосходства у сторон примерно одинаково. С точки зрения маневренного воздушного боя российские истребители превосходят американские. Основной вопрос при гипотетическом столкновении - насколько действенной в бою окажется малозаметность. Если ее влияние будет незначительным, то силы примерно равные. К 2020 году российские истребители этого класса будут иметь как количественное, так и качественное превосходство над американскими.

Тяжелые истребители бомбардировщики и фронтовые бомбардировщики

Су-24, Су-34 и F-15E

Тяжелые истребители-бомбардировщики являются модификациями истребителей завоевания превосходства. Однако значительно увеличенный вес конструкции, бомбовая нагрузка и специализация на действиях против наземных целей приводят к тому, что истребители-бомбардировщики слабее в воздушном бою. Сейчас на вооружении 221 F-15E, 164 Су-24 и 26 Су-34. В общей сложности ВВС намерены приобрести 140 Су-34, полностью заменив ими Су-24. Таким образом, к 2020 году F-15 будет на 80 больше. Однако, учитывая то, что основная задача этих самолетов  - поражение наземных целей, следует учесть и возможности ПВО.


Су-24

F-15E

Су-34

Легкие истребители-бомбардировщики

F-16 Fighting Falcon, F/A-18A/B/C/D и МиГ-29.

 

F-16

Для F-16 даже в большей степени характерно выбытие с вооружения, чем для F-15. Сейчас в ВВС и Национальной гвардии 960 F-16, но при этом за два года их количество уменьшилось на треть. Программы модернизации F-16, подобной той, что принята для F-15, нет, так что, вероятно к 2020 году их в войсках практически не останется.

Hornet и Super Hornet - фактически разные самолеты. Super Hornet - современный самолет, чей выпуск начался в конце 90-х. Сейчас на вооружении примерно 400 Hornet и 467 Super Hornet. Общий объем закупок "Cупер Хорнитов" для ВМC CША и Корпуса морской пехоты должен составить от 548 до 750 машин, при этом самолеты ранних серий должны быть списаны полностью. Однако, с учетом бюджетных ограничений скорее всего количество выпущенных машин будет ближе к первому значению.

F-18 Super Hornet

Боевой радиус F-18 обеих моделей - 700 км. Вряд ли авианосная группа решится приблизиться к берегу, откуда возможен запуск береговых ракет ближе, чем на 500 км. В этом случае их участие в бою с самолетами наземного базирования будет измеряться минутами. Следовательно, F-18 смогут участвовать в гипотетическом столкновении, только перебазировавшись на сухопутные аэродромы. Вряд ли все самолеты уйдут на сушу, поскольку тогда сами авианосцы станут беззащитными, однако исходя из консервативности анализа, предполагаем именно такой случай.

В ВВС России 320 МиГ-29, в том числе недавно построенные для Алжира. Заказаны 24 машины авианосного базирования. Предполагается заказ 30 МиГ-35, при этом часть МиГ-29 старой постройки будет списана. Останется порядка 200 самолетов, половина из которых – постройки 2000-2010-х годов.

МиГ-29

При объединении с ГДР в бундесвер попали МиГ-29 первых модификаций. Они активно использовались в учебных боях с западными истребителями.

Для западных ВВС стало большим шоком, когда F-16, вооруженный ракетами AIM-9M сравнили в испытаниях с МиГ-29, вооруженным Р-73. Из 50 поединков против Р-73 AIM-9M выиграла только один. Точно так же успехом МиГ-29 завершились учебные бои с швейцарским F-18C и бои в 2005 американских F-16 с МиГ-29 ВВС Индии.

Нужно, наконец, упомянуть (хотя это не относится напрямую к данному разделу, а скорее свидетельствует о преимуществах тяжелых истребителей завоевания превосходства над легкими истребителями-бомбардировщиками) что на учениях 2005 года Су-30МКИ выиграл все 10 поединков с сингапурскими F-16. Моделирование боев Су-35 против F-16 и F-18 австралийцами так же приводело к полному уничтожению "участвовавших" в боях американских истребителей.

Итого сейчас 320 МиГ-29 противостоит 1830 американских легких истребителей-бомбардировщиков 4-го поколения. К 2020 году соотношение изменится - против 200 российских истребителей будет 550 американских морского базирования.



Штурмовики

A-10 и Су-25

 

A-10 Thunderbolt II

В настоящее время на вооружении в ВВС и Национальной гвардии США находятся 297 A-10.

 

 


 

Су-25

В ВВС РФ 308 Су-25.

К 2020 году  A-10 предполагается полностью заменить на F-35. Российские штурмовики останутся на вооружении.

F-35

В настоящее время в ВВС США 56 F-35. К 2020 году будет построено около 350 F-35 (а в более отдаленном будущем более 2000 самолетов), которые должны заменить F-16, A-10, а предполагалось, что и F-18. Однако пока что F-35 небоеспособны.

Согласно докладу, подготовленному отделом эксплуатационных испытаний и оценки Министерства обороны США, F-35 не готовы не только к боевым, но даже к учебным вылетам из-за проблем с обзором из кабины, отказам техники при температуре ниже плюс 15 градусов Цельсия и множества других недостатков

Доклад, который может нанести очередной удар по программе F-35, был опубликован 6 марта 2013 года проектом по надзору над деятельностью правительства (POGO), хотя его составители предполагали, что кроме членов Конгресса США с ним никто ознакомиться не сможет.

По данным доклада, датированного февралем 2013 года, у F-35 самый плохой обзор из кабины пилота среди всех самолетов, стоящих на вооружении ВВС США. Хотя проектировщики истребителя заявляли, что инновационный дисплейный шлем позволит пилоту F-35 "видеть через кабину", на практике выяснилось, что без обычного обзора из фонаря обойтись невозможно, а у нового истребителя он слишком мал.

По мнению составителей доклада, самолет можно использовать для обучения летчиков-учеников взлету, посадке и полету в составе звена с другими F-35 и F-16 днем в ясную погоду, но для боевых упражнений он непригоден. При этом отмечается, что самолетом стажер сможет безопасно управлять только на дозвукововом режиме (согласно расчетным характеристикам, он должен развивать скорость в 1,6 маха, 1900 км/ч).

Отмечается, что проблемы с компьютеризированным шлемом были главной причиной большинства случаев прерванных взлетов F-35, экспертами были выявлены и другие проблемы с надежностью и ремонтопригодностью самолета. Например, выяснилось, что самолет нужно держать в отапливаемом ангаре, поскольку при температуре ниже +15 градусов Цельсия компьютерные системы F-35 неоднократно отказывались запускаться из-за того, что блок управления питанием не был рассчитан на холода.

Предположим, однако, что все эти технические проблемы будут решены. Но изменить конструкцию самолета уже невозможно.

По итогам проверки истребителей F-35 OT&E ограничила летные параметры самолетов. Теперь для палубной версии F-35 - С - продолжительно действующая перегрузка при установившемся развороте не должна превышать 5g (ранее было 5,1g). Кроме того, время, необходимое для увеличения скорости с 0,8 до 1,2 числа Маха было увеличено на 43 секунды.

Это же время для обычной версии F-35 - A - увеличено на восемь секунд, а для с укороченным взлетом и вертикальной посадкой - B - на 16 секунд. Перегрузка при установившемся развороте для F-35A снижена с 5,3g до 4,6g, а для F-35B - с 5g до 4,5g.

У Су–27 перегрузка установившегося разворота — 6, т.е. F-35 будет сбит в маневренном бою в течении секунд.

Защитники F-35 говорят, что это неважно. Достижения авионики, якобы, позволят победить, не входя в маневренный бой.

Авионика F-35

Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой AN/APG-81

AN/AAQ-37- электронно-оптическая система (ЭОС) с распределенной апертурой (DAS), состоящая из 6 ИК датчиков, расположенных на фюзеляже c диапазоном обзора 360 градусов.Система позволяет:

  • Выявлять групповые пуски баллистических ракет на дальности до 1300 км, сопровождать данные цели и выдавать целеуказание по каждой из них в автоматическом режиме.[73][74]

    Обнаруживать иные наземные и воздушные цели

    Осуществлять навигацию при полете днем/ночью

    Предупреждать о ракетной атаке самолёта

    Обнаруживать точки пуска ракеты, позиции работающей зенитной артиллерии

    Производить пуск ракеты воздух-воздух по цели, летящей за самолётом

AAQ-40 — всенаправленная инфракрасная CCD-TV камера высокого разрешения, предназначенная для наблюдения и целеуказания.

AN/ASQ-239 (Barracuda) — станция индивидуальных помех (РЭП)

HMDS — Helmet-Mounted Display System. Нашлемная система целеуказания и индикации, возможно управление взглядом и поворотом головы.

PCD — panoramic cockpit display, широкоформатный сенсорный дисплей отображения информации (50 на 20 сантиметров), также возможно управление голосом.

Однако ни какая из этих позиций не является абсолютной новинкой.

Радиолакационная станция АФАР ставится на МиГ-35, Т-50. На МиГ-31 и Су-35 стоят ПФАР (сравнение радаров здесь), однако заменить их в будущем на АФАР не является затруднительным.

Электронно-оптическая станция (работающая и в инфракрасном диапазоне) также устанавливается на новых российских самолетах.

Нашлемную систему целеуказания, в отличие от американцев, давно используют пилоты Су-27, МиГ-29 и даже Ка-50.

Использование же единственного дисплея на боевом самолете представляется не достоинством, а дополнительным риском.

Результаты моделирования воздушного боя.

Доктор технических наук, профессор Сергей Левицкий провел моделирование воздушного боя F-35 с Су-35.

Полученные результаты показали, что Су-35 как истребитель имеет подавляющее превосходство над своим конкурентом. Обладая лучшими маневренными характеристиками, он в 2,55–3,39 раза чаще выходил в условия применения ракетного вооружения, и в 3,54–5,24 раза чаще эти атаки завершались поражением цели. Вероятность успешного для F-35 завершения поединка с Су-35 не превышает 0,21–0,28.

Руководитель независимого австралийского аналитического центра «Air Power Australia» доктор Карло Копп сравнив возможности российского ЗРК С-400 «Триумф» и F-35, сделал вывод, что он не может составить достойную конкуренцию новейшим российским средствам ПВО и станет для них лёгкой добычей.

В виртуальных поединках американских и российских истребителей в рамках секретных учений Pacific Vision-2008, которые были проведены в августе 2008 года на авиабазе ВВС США Хикэм на Гавайских островах Су-35 убедительно победил F-35.

Почему американцы вооружаются явно неудачным и чудовищно дорогим самолетом? Потому что при разработке он считался самолетом конца истории. Для американских ВВС в новом мире не должно было быть соперника, а папуасов можно бомбить и с такого самолета. Но История сыграла с американцами злую шутку - она решила не заканчиваться, а еще помучится.

Сейчас они не могут от него отказаться, потому что другого самолета у них нет, а для F-15, F-16 и A-10 начинается массовое списание.

Сведем маневренные характеристики (тяговооружнность и нагрузку на крыло) в одну таблицу. Чтобы иметь возможность сравнивать разные машины, нормируем нагрузку на крыло (поделим среднее значение, примерно 400 на нагрузку для каждого самолета) и просуммируем квадраты тяговооруженности и приведенной нагрузки. Отсортируем по этому показателю.

Самолет

Тяговооружен

ность

400/Нагрузка на крыло

Сумма квадратов

Поколение

Т-50 дв 129

1,17

1,18

2,75

5

Су 27

1,11

1,10

2,45

4

F-15 Eagle

1,05

1,12

2,35

4

Т-50 дв 117

0,98

1,18

2,34

5

Су 35

1,14

1,01

2,31

4+

МиГ-29

1,09

1,00

2,19

4

F-22

1,05

1,03

2,17

5

F-16

1,03

0,88

1,83

4

МиГ-21

0,79

1,05

1,73

2

F-4

0,86

0,97

1,67

3

F-18 Super Hornet

0,93

0,88

1,64

4+

МиГ-23

0,83

0,97

1,63

3

F-35

0,74

0,77

1,14

5(!)

МиГ-15

0,46

0,96

1,13

1

F-100 Super Sabre

0,55

0,77

0,89

2

1. На протяжении истории реактивных истребителей прослеживается тенденция к улучшению маневренных свойств. Отклонения от этой тенденции легко объяснимы - переход от дозвуковых истребителей к сверхзвуковым на F-100, тяжелое крыло изменяемой геометрии на МиГ-23, бомбардировочные задачи F-18 Super Hornet.

2. В учебных и реальных боях более маневренные самолеты побеждали, даже если относились к разным поколениям - как МиГ-21 против F-4.

3. По маневренности F-22 хуже, чем Су-27, Су-35, F-15, МиГ-29 и Т-50. Он лучше, чем F-16.

4.Т-50 с двигателем 117 по маневренности на уровне F-15 и уступает только Су-27. С двигателем 129 Т-50 по маневренности будет превосходить все существующие истребители.

5. F-35 по маневренности на уровне истребителя 1-го поколения МиГ-15.

Итого.

Пусть машины одного класса аннигилируются. Если посчитать разницу по классам, то сейчас против российских 250 перехватчиков и 2800 ПУ зенитных ракет выступает 60 американских истребителей завоевания превосходства и 1500 легких истребителей-бомбардировщиков.

К 2020 году против российских 100 перехватчиков, 3250 ПУ зенитных ракет, 300 штурмовиков и 100 истребителей завоевания превосходства будет 350 легких истребителей-бомбардировщиков и 350 сомнительных в боевом отнош

  • homeprorab.info
    homeprorab.info - January 1, 1970, 3:00 am
    В 70-е годы XX века фронтовая авиация получила дальнейшее развитие, её основу стали составлять вертолёты различного назначения, самолёты и беспилотные летательные аппараты .
Добавить комментарий

Добавить комментарий


Код изображения:
Title:
Ваше имя(*):
Адрес электронной почты:
Notify me of any further comments to this thread:
Сайт:
Комментарий(*):