Типы рынков
Рынки могут быть поделены, с точки зрения конкуренции, на рынки монополии и рынки, на которых более одного продавца. Далее, немонопольные рынки могут подразделяться на рынки нескольких (обычно называемый рынком олигополии) и многих продавцов (полиполия). В чем принципиальное различие между этими рынками? Наличие многих продавцов предполагает, что каждый участник рынка не может отслеживать действия всех остальных участников. Даже если он реагирует на изменение цены нескольких соседних участников, такая реакция в общем объеме рынка будет незначительной. Таким образом, характерной особенностью рынка полиполии является отсутствие ценовой реакции рынка на действия каждого отдельного участника. Если принять эту особенность как определяющую для данного типа рынка, то граница между рынками олигополии и полиполии будет определяться не формальным количеством участников, а степенью реакции на действия конкурентов. С этой точки зрения даже рынок двух продавцов может рассматриваться как рынок многих продавцов, если они не устанавливают цены с оглядкой друг на друга. Таким образом, с точки зрения количества продавцов можно рассматривать следующие типы рынков:
Очевидно, точно такое же разделение возможно и в отношении количества покупателей. В результате можно выделить 9 типов рынков, перечисленных в таблице (Таблица 2).
Покупатели | Продавцы | ||
---|---|---|---|
Много | Несколько | Один | |
Много | Полиполия | Чистая олигополия | Чистая монополия |
Несколько | Олигопсония | Олигономия | Ограниченная монополия |
Один | Чистая монопсония | Ограниченная монопсония | Двусторонняя монополия |