Инструменты пользователя

Инструменты сайта


ракетопланы

Ракетопланы

Первым построить ракетоплан решил китайский чиновник Ван Ху в 1500 году. Ему захотелось слетать на Луну, и он велел своим слугам запустить двух воздушных змеев, прикрепить к креслу 47 ракет от фейерверка и поджечь их одновременно. Когда дым от взрыва рассеялся, Ван Ху на планете Земля не было. Из чего слуги сделали вывод, что он успешно улетел на Луну.

Ван Ху перед полётом.

Добавлю. На невидимой стороне Луны теперь есть кратер Ван Ху.

Опыт повторили только через 500 лет. В Германии в в конце 1920-х годов группа энтузиастов реактивного полёта решили установить пороховой ракетный двигатель на планере. Вначале ставили две ракеты на аппарат схемы утка (чтобы хвостовое оперение не сгорело. Потом фон Опель построил планер с разнесённым хвостовым оперением на балках и с батареей из 16 последовательно воспламеняющихся пороховых ракет. Аппарат удавалось разогнать до 160 км/ч.

Конечно, практичнее было бы использовать не пороховые ракеты, а ЖРД. Но как ни странно, энтузиасты реактивного движения самолётами мало интересовались, занимаясь ракетами. Скорее всего, их занимал, прежде всего, космос, а там крылья бесполезны. Первым идею ракетоплана с ЖРД высказал Цандер, но опять таки применительно к космосу.

Аппарат Цанедера. Фото из отчётного альбома первая мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов.

Аппарат должен был взлетать на поршневой моторе, после набора нужной высоты включался ракетный двигатель. Части алюминиевого крыла, согласно проекту, перемалывались специальной машиной и использовались в качестве топлива вместе с керосином.

Для сохранения центровки при уменьшающемся крыле, на аппарате использовались три стабилизатора, которые по мере перемалывания крыла тоже измельчались и сжигались в двигателе. В результате на орбиту должна была выйти ракета без крыльев - всё равно они там не нужны.

В конце 20-х Цандер сделал свою «паяльную лампу» - реактивный двигатель ОР-1 на воздухе и бензине, но эти работы так бы и остались опытами энтузиаста-чудака, если бы с Цандером не познакомился молодой энергичный конструктор-планерист.

ОР-1.

Тогда С.П. Королёву было 22 года, и он сразу понял возможное практическое применение двигателя. Марс подождёт, а вот если пообещать военным вундервафлю, то на разработку найдутся средства.

А пообещать можно было перехватчик, который мог бы летать в три раза быстрее тогдашних истребителей. И военный, который заинтересовался идеей нашёлся - Тухачевский. Тогда он запустил множество сумасшедших идей. Отвлекаясь от основной темы, упомяну некоторые.

Динамореактивные пушки Курчевского на все случае жизни, от небольших до гигантских

305-мм динамореактивная пушка Курчевского на эсминце.

100 тысяч танков. Никакая экономика не способна была бы содержать такое количество боевой техники. Решение было простое - в мирное время трактор пахал бы землю, во время войны он становился бы из мирного абрикоса боевым урюком, на него навешивалась бы броня, ставился пулемёт - и в бой!

Бронированный трактор Фордзон.

Воздушно-десантные войска, включая перевозку лошадей для них на внешней подвеске под самолётом, и т.д. и т.п. - тогда фонтанировало множество фантастических проектов. И реактивный самолёт вполне оказался в духе времени. Королёв быстро выбрал подходящий планер - БИЧ-8 Б.И. Черановского. Это было летающее крыло, что снимало проблему повреждения оперения реактивной струёй. На его основе было принято решение делать ракетоплан РП-1. Черановский построил для этого планер БИЧ-11.

БИЧ-11 -РП-1 без двигателя.

А вот с двигателем не получалось. Цандер делал ОР-2 на бензине и жидком кислороде, и он на стенде не работал дольше 5 секунд - прогорал. Слишком высокие температуры у сочетания бензина и кислорода.

В нетерпении Королёв поставил на РП-1 небольшой мотор, с которым и испытывал аппарат. Но без ракетного двигателя всё это было пронацией.

В итоге так ничего не получилось. Оба образца РП-1 были сожжены для сохранения секретности. Впрочем, это не помешало Королёву делать стремительную карьеру. В 1931 ему было присвоено звание лейтенанта, а в 1933 он был уже дивизионным инженером - звание соответствовало генерал-лейтенанту. Ему на тот момент было 26 лет.

А результатов не было. Ситуацию спасло объединение в 1934 году ГИРДа с ленинградской ГДЛ, где работал Глушко. Он не был мечтателем типа Цандера, он был упорным тружеником. Он проектировал и проектировал двигатели, используя в качестве окислителя азотный тетроксид, жидкий кислород, азотную кислоту, а в качестве горючего — толуол, бензин, керосин, бензол, рассматривая разные схемы охлаждения. В итоге был получен двигатель, способный работать достаточно продолжительное время - ОРМ-52. Примечательный номер - это был пятьдесят второй вариант конструкции. Был предложен стратосферный самолёт с гермокабиной РП-218.

РП-218.

При работе ракетных двигателей в течение 400 секунд ракетный самолёт должен был набирать высоту 25 км и развивать скорость более 1000 км/ч.

Предполагалось два варианта полёта - со стартом с земли, либо с буксировкой ТБ-3. При старте с земли высота предполагалась 9 км, при воздушном старте — 25 км, скорость полёта при взлёте с земли — 720 км/ч, при использовании самолёта-носителя — 935 км/ч.

Проект был утверждён, но было решено предварительно испытать планер с ЖРД меньшей мощности. Такой планер и взлетел как РП-318 28 февраля 1940 года. Это был второй ракетный самолёт с ЖРД в мире после немецкого Хейнкеля. Шансы быть первым вполне были, попытки реализовать были за 10 лет до того, но не сложилось.

РП-318 с включенным двигателем. Взято на safavia.ru Полных испытаний РП-318 не прошёл, однако главные конструкторы самолётов были проинформированы о новых реактивных установках.

В результате были построен Би-1 и спроектирован 302 с ЖРД и двумя прямоточными ВРД.

Би-1.

Самолёт 302.

Но интереснее, чем самолёты, в этой истории характеры людей. Авантюрист с замашками Бонапарта, романтик не от мира сего, талантливый конструктор и гениальный организатор - при этом карьерист, трудоголик. В столкновении характеров складывалась (и сейчас складывается) история техники.

ракетопланы.txt · Последние изменения: 2023/07/07 13:01 — admin