Постановка ценовых экспериментов
Если продавец не дожидается статистики по продажам, а сознательно меняет цену, он может устранить ограниченность количества данных, о которой говорилось выше.
Как и в случае обработки статистики, тут возможны варианты продаж по разным ценам на различных рынках или на одном рынке, но по меняющимся ценам в разные моменты времени.
Будем обсуждать ценовые эксперименты на одном рынке - продажи по сознательно установленным разным ценам в разные периоды времени.
В случае реальных продаж объёмы их в разные дни меняются случайным образом, примерно как на рисунке 1.
Рис 1 Объем продаж розничного магазина по времени.
Для того, чтобы из этих данных извлечь показатель спроса, который можно было бы использовать в расчётах, нужно определить наиболее вероятный объем продаж. Результат обработки данных рисунка 1 приведен на рисунке 2.
Рис 2 Результат обработки продаж розничного магазина.
Обработка данных позволяет определить, что при принятом уровне цен наиболее вероятный объём продаж составляет около 27 тысяч рублей в день.
Понятно, что для этого нужно получить данные о продажах не за 2-3 временных интервала (в примере - дня), а за несколько десятков.
Если мы не сделаем предположения, какой именно вид имеет зависимость спроса от цены, то для того, чтобы её всё таки построить, нужно 7-8 отдельных точек, каждая из которых представляет собой продажу по определённой цене.
В результате, для того, чтобы построить функцию, нужно провести не меньше ста измерений (проводить продажи в течении не меньше, чем сто дней). Понятно, что при таком длительном проведении ценового эксперимента он совершенно потеряет свою актуальность. Свое влияние на уровень спроса при этом окажут инфляционные процессы. Кроме того, за это время могут поменятся неценовые факторы, влияющих на поведение покупателей (доходы, реклама, предпочтения и т.д.). При длительном проведении эксперимента гарантировать их постоянство становится сложным.