Инструменты пользователя

Инструменты сайта


авиация:американский_гиперзвук

Это старая версия документа!


Зелен виноград

20 сентября этого года министр ВВС США Фрэнк Кендалл фактически признал поражение США в разработке гиперзвукового оружия.

Во-первых он заявил, что не удовлетворен тем фактом, что за последний год США провалила все испытания своих гиперзвуковых ракет.

Во-вторых сказал, что «военным США все еще необходимо определить, какие задачи они хотят решить с помощью гиперзвука, и почему гиперзвук является наиболее экономически эффективным способом сделать это». Хотя при этом он понимает, как и каких целей собираются достичь Россия и Китай с помощью своих разработок в этой области. Это может означать одно из двух - либо задачи России и Китая (гарантированный прорыв ПВО и ПРО, быстрый глобальный удар и т.д.) неактуальны для США (что вряд ли, учитывая подавляющее превосходство России как раз в ПВО), либо американские разработки оказались недостаточно «экономически эффективны». И теперь им не очень хочется в гиперзвук, и они не считают достойным тратить на это деньги.

Вспомним же, как штаты шли к этому результату, и так ли им гиперзвук безразличен. Есть два типа гиперзвуковых аппаратов (под гиперзвуковым аппаратом понимается аппарат, способный совершать управляемый полёт в атмосфере на скорости больше 5М) - гиперзвуковой планер и гиперзвуковой самолёт. Планер разгоняется ускорителем и дальше летит по инерции. Самолёт имеет собственный двигатель. Это может быть ЖРД, РДТТ, а может быть воздушно-реактивный двигатель. Во втором случае не требуется на старте иметь окислитель, а, значит, дальность действия более чем удваивается.

И у гиперзвукового планера, и у гиперзвукового самолёт есть множество проблем, которые препятствуют разработке. Например, вокруг аппарата возникает облако ионизированного газа, который поглощает радиоизлучение. Как результат невозможно ни управлять аппаратом по радио, ни наводить его бортовым радаром. Перед распадом СССР, в 1991-92 годах, например, у нас строили БОР-6, на котором предполагали испытать одно из решений проблемы. В носовой его части устанавливались разворачивающиеся антенны. Предполагалось устанавливать с аппаратом связь за пределами ионизированного газа, окружающего двигающийся на гиперзвуковой скорости аппарат, и управлять полётом с земли. Но в связи с развалом страны испытания так и не были проведены (здесь - про Боры).

БОР-6 на МАКС-21

У гиперзвукового самолёта те же проблемы, что и у планера - но добавляются ещё и проблемы с двигателем. ЖРД способен разогнать аппарат до нужной скорости без особых проблем (как это было реализовано, например, на X-15) - однако для практического использования мало пригоден, слишком прожорлив. В 60-е годы казалось, что создание ГПВРД - не такая уж большая проблема, и первые испытания американцы пытались провести уже тогда (ага, гиперзвук совсем не интересен!), разогнав до нужной скорости на X-15, но двигатель взорвался, едва не приведя к катастрофе.

Испытания X-15 с ГПВРД (подвешен в хвостовой части)

Дальнейшие разработки, и у нас и у американцев тоже не выходили из стен лабораторий, пока, наконец, в 28 ноября 1991г был запущен аппарат Холод с реально работающим ГПВРД. Разгонялся он до необходимой скорости с помощью зенитной ракеты С-200. Было выполнено 5 полётов с работающим двигателем. Максимальная скорость, достигнутая гиперзвуковой системой «Холод» составила 6,49М, а продолжительность полёта - 80 секунд. Причём аппарат мог бы лететь и дольше, ограничение было по запасу топлива.

Увы, это был прощальный салют по Союзу. Было обрезано всякое финансирование перспективных проектов в оборонке, зато разрешены любые контакты с иностранцами. За сущие копейки, за сотни тысяч долларов американцы получили результаты , на которые они сами потратили бы миллиарды. Последующие полёты Холода финансировались США, они же и получали результаты.

Холод на С-200

Однако и распорядиться разработками американцы не особо смогли. Только через 10 лет после Холода, используя советские наработки, они построили X-43, но первый его запуск закончился неудачей. В 2004 году состоялся, наконец, успешный полёт и была достигнута скорость 9,6М продолжительностью лишь 10 секунд, на что было потрачено $250 миллионов.

X-43

Однако более длительного полёта добиться не удалось, и программа была закрыта и заменена на программу X-51.

X-51 под крылом B-52

И вот, после нескольких неудач, в 2013 году, через 22 года после полёта Холода, американцы превзошли его по времени гиперзвукового полёта совершив на X-51 устойчивый полёт продолжительностью 6 минут. Правда, скорость, достигнутая при этом составляла лишь 5,1М. Формально, да, гиперзвук, но лишь на полшишечки. В результате и эта программа была закрыта. В течении десятилетия в США не было реализующейся программы по гиперзвуку. Очевидно, американцы посчитали, что создать реальное оружие в обозримой перспективе невозможно, и списали потраченные сотни миллионов в убытки. Речь Путина, на которой он показал, по словам наших либералов «мультики» (сначала про гиперзвуковые планеры, а через год и про крылатую ракету Циркон), произвела на американских военных «эффект Спутника». Срочно были возобновлены все программы, имеющие отношение к гиперзвуку. Но за последний год США провалила все испытания своих гиперзвуковых ракет.

В течение прошлого года военно-воздушные силы провели ряд неудачных гиперзвуковых летных испытания, в ходе которых твердотопливный ракетный двигатель AGM-183A для оружия быстрого реагирования воздушного базирования (ARRW, аналог Кинжала) не запустился во время последней попытки в июле. Во время предыдущего испытания в апреле ARRW не отделялся от своего самолета-носителя.

Концепция AGM-183A ARRW

Добавьте описание

Концепция AGM-183A ARRW. Рисунок Локхид Марти В июне 2020 не смогла отделиться от пилона ракета HACM (аналог Циркона), новые испытания в конце 2020 года, по данным Air Force Magazine, тоже закончились неудачно.

HACM

Сколько усилий, денег, времени - а теперь они собрались выяснять нужен ли им гиперзвук вообще…

авиация/американский_гиперзвук.1680894156.txt.gz · Последние изменения: 2023/04/07 22:02 — admin