Инструменты пользователя

Инструменты сайта


авиация:американский_гиперзвук

Веду телеграмм канал Короли и капуста - про новости авиации, необычные летательные аппараты, политику и ценообразование.

Зелен виноград

20 сентября 2021 года министр ВВС США Фрэнк Кендалл фактически признал поражение США в разработке гиперзвукового оружия.

Во-первых он заявил, что не удовлетворен тем фактом, что за последний год США провалила все испытания своих гиперзвуковых ракет.

Во-вторых сказал, что «военным США все еще необходимо определить, какие задачи они хотят решить с помощью гиперзвука, и почему гиперзвук является наиболее экономически эффективным способом сделать это». Хотя при этом он понимает, как и каких целей собираются достичь Россия и Китай с помощью своих разработок в этой области. Это может означать одно из двух - либо задачи России и Китая (гарантированный прорыв ПВО и ПРО, быстрый глобальный удар и т.д.) неактуальны для США (что вряд ли, учитывая подавляющее превосходство России как раз в ПВО), либо американские разработки оказались недостаточно «экономически эффективны». И теперь им не очень хочется в гиперзвук, и они не считают достойным тратить на это деньги.

Вспомним же, как штаты шли к этому результату, и так ли им гиперзвук безразличен. Есть два типа гиперзвуковых аппаратов (под гиперзвуковым аппаратом понимается аппарат, способный совершать управляемый полёт в атмосфере на скорости больше 5М) - гиперзвуковой планер и гиперзвуковой самолёт. Планер разгоняется ускорителем и дальше летит по инерции. Самолёт имеет собственный двигатель. Это может быть ЖРД, РДТТ, а может быть воздушно-реактивный двигатель. Во втором случае не требуется на старте иметь окислитель, а, значит, дальность действия более чем удваивается.

И у гиперзвукового планера, и у гиперзвукового самолёт есть множество проблем, которые препятствуют разработке. Например, вокруг аппарата возникает облако ионизированного газа, который поглощает радиоизлучение. Как результат невозможно ни управлять аппаратом по радио (или использовать спутниковую навигацию), ни наводить его бортовым радаром. Перед распадом СССР, в 1991-92 годах, например, у нас строили БОР-6, на котором предполагали испытать одно из решений проблемы. В носовой его части устанавливались разворачивающиеся антенны. Предполагалось устанавливать с аппаратом связь за пределами ионизированного газа, окружающего двигающийся на гиперзвуковой скорости аппарат, и управлять полётом с земли. Но в связи с развалом страны испытания так и не были проведены.

БОР-6 на МАКС-21

У гиперзвукового самолёта те же проблемы, что и у планера - но добавляются ещё и проблемы с двигателем. ЖРД способен разогнать аппарат до нужной скорости без особых проблем (как это было реализовано, например, на X-15) - однако для практического использования мало пригоден, слишком прожорлив. В 60-е годы казалось, что создание ГПВРД - не такая уж большая проблема, и первые испытания американцы пытались провести уже тогда (ага, гиперзвук совсем не интересен!), разогнав до нужной скорости на X-15, но двигатель взорвался, едва не приведя к катастрофе.

Испытания X-15 с ГПВРД (подвешен в хвостовой части)

Дальнейшие разработки, и у нас и у американцев тоже не выходили из стен лабораторий, пока, наконец, в 28 ноября 1991г был запущен аппарат Холод с реально работающим ГПВРД. Разгонялся он до необходимой скорости с помощью зенитной ракеты С-200. Было выполнено 5 полётов с работающим двигателем. Максимальная скорость, достигнутая гиперзвуковой системой «Холод» составила 6,49М, а продолжительность полёта - 80 секунд. Причём аппарат мог бы лететь и дольше, ограничение было по запасу топлива.

Увы, это был прощальный салют по Союзу. Было обрезано всякое финансирование перспективных проектов в оборонке, зато разрешены любые контакты с иностранцами. За сущие копейки, за сотни тысяч долларов американцы получили результаты , на которые они сами потратили бы миллиарды. Последующие полёты Холода финансировались США, они же и получали результаты.

Холод на С-200

Однако и распорядиться разработками американцы не особо смогли. Только через 10 лет после Холода, используя советские наработки, они построили X-43, но первый его запуск закончился неудачей. В 2004 году состоялся, наконец, успешный полёт и была достигнута скорость 9,6М продолжительностью лишь 10 секунд, на что было потрачено $250 миллионов.

X-43

Однако более длительного полёта добиться не удалось, и программа была закрыта и заменена на программу X-51.

X-51 под крылом B-52

И вот, после нескольких неудач, в 2013 году, через 22 года после полёта Холода, американцы превзошли его по времени гиперзвукового полёта совершив на X-51 устойчивый полёт продолжительностью 6 минут. Правда, скорость, достигнутая при этом составляла лишь 5,1М. Формально, да, гиперзвук, но лишь на полшишечки. В результате и эта программа была закрыта. В течении десятилетия в США не было реализующейся программы по гиперзвуку. Очевидно, американцы посчитали, что создать реальное оружие в обозримой перспективе невозможно, и списали потраченные сотни миллионов в убытки. Речь Путина, на которой он показал, по словам наших либералов «мультики» (сначала про гиперзвуковые планеры, а через год и про крылатую ракету Циркон), произвела на американских военных «эффект Спутника». Срочно были возобновлены все программы, имеющие отношение к гиперзвуку. Далее их перечень и результаты испытаний.

Гиперзвуковые планеры (глайдеры)

DARPA Falcon HTV-2

Опытный аппарат, который должен привести к созданию аналога российского Авангарда, два года стоящего на вооружении - запускаемого межконтинентальной ракетой гиперзвукового планера со скоростью около 20 Махов.

В апреле 2010 года, затем в августе 2011 года состоялись испытания, оба неудачные. Проект забросили. Но в 2019 с него стряхнули пыль, и возобновили разработки, особо напирая на создание передних кромок, способных не разрушится при таких скоростях полёта (судя по этому, именно разрушение их и стало причиной неудач). Предполагается, что испытания возобновятся в 2024 году (если получится что-то сделать с кромкой). Но, даже если в испытаниях будет достигнут успех, от демонстратора технологий до реального образца оружия далёкий путь.Тем более, оружия ядерного - изначально проект предлагался для мгновенного удара по врагам Америки в любой точке земного шара обычным оружием.

AGM-183A ARRW

Аналог Кинжала, аэробаллистическая ракета, запускаемая с тяжёлого бомбардировщика B-52.

Первые лётные испытания (после нескольких полётов с макетом под крылом) были назначены 5 апреля 2021. Ракету не удалось запустить с бомбардировщика B-52.

28 июля, во время второй попытки, ракете отделилась от бомбардировщика самостоятельно, и была утеряна. Пилоты этого не заметили.

15 декабря ракета снова не покинула бомбардировщик.

14 мая 2022 года ВВС США впервые произвели успешное испытание ракеты, которая смогла достичь скорости 5 Маха. Но это был пуск ускорителя — сама полезная нагрузка отсутствовала.

Наконец, 9 декабря 2022 года прошло первое успешное испытание полностью комплектной ракеты — она отделилась от самолета-носителя, стартовала, развила скорость полета более 5 скоростей звука и отделила гиперзвуковую боевую часть, которая попала в мишень.

Испытания попытались повторить 13 марта, но связь с ракетой была потеряна.

Итог - программа разработки AGM-183A ARRW компании Lockheed Martin будет свернута, заявил помощник министра ВВС США по закупкам Эндрю Хантер.

Глайдеры средней дальности

Межконтинентальный гиперзвук оказался сложными по техническим причинам (нагрев). Аналоги Кинжала выглядели простыми, но чреда аварий не позволила взять их на вооружение.

Наибольшее внимание американцы в результате уделили гиперзвуковым ракетам средней дальности (порядка 6 тыс км). Такие ракеты важны в случае конфликта на Тихом океане. У России нет аналогов, но у Китая уже стоят на вооружении такие ракеты. Прежде всего американцы разработали для таких ракет универсальную боеголовку AHW.

Во-вторых - система LRHW для стрельбы этой боеголовкой.

Ракета-носитель с унифицированным гиперзвуковым боевым блоком (ББ) C-HGB (Common Hypersonic Glide Body) 21 октября 2021 года не прошла испытания. Очередное испытание LRHW в июне 2022 г. также привела к отказу. В октябре 2022 года Минобороны США отложили запланированные испытания LRHW, чтобы «оценить первопричину июньского [2022 г.] провала». Как сообщается, отложенное испытание перенесено на первый квартал 2023 финансового года.

Три летных испытания гиперзвукового оружия LRHW (Long-Range Hypersonic Weapon) армии США будут проведены до принятия на вооружение первой батареи в 2023 ф.г. Об этом сообщается в пресс-релизе Исследовательской службы Конгресса США от 12 января 2023 года. Однако сообщений об успешных испытаниях аппарата не было.

Тем не менее 7 октября 2021 года 5-й батальон 3-го полка полевой артиллерии 17-й бригады армии США получили, как сообщило Управление по связям с общественностью Объединённой базы Льюис-Маккорд, первое гиперзвуковое оружие большой дальности мобильного базирования — пусковые установки LRHW .

В мае этого года было шумно объявено о развертывании батареи на Гавайях. Батарея совсем как настоящая, у неё есть и пусковые установки, и система управления, но ракеты нет - будут, если таки проведут в этом финансовом году (до октября) три успешных испытания.

Аппараты с ГПВРД

В июне 2020 не смогла отделиться от пилона ракета HACM (аналог Циркона), новые испытания в конце 2020 года, по данным Air Force Magazine, тоже закончились неудачно.

HACM

Сколько усилий, денег, времени - а теперь они собрались выяснять нужен ли им гиперзвук вообще…

авиация/американский_гиперзвук.txt · Последние изменения: 2023/09/21 15:17 — admin