Веду телеграмм канал Короли и капуста - про новости авиации, необычные летательные аппараты, политику и ценообразование.
Вертолёты.
Поскольку одной из важнейших характеристик вертолёта является его масса они здесь разбиты на классы с шагом 1-2-3-6 тонн и отсортированы внутри классов по массе.
Сверхлегкие Взлетная масса до 1 тонны
Роторфлай Р-30, Р-33
Р-30, Р-33, Р-34 ОКБ «Ротор» г. Кумертау.
Взлетная масса 495 кг.
Китай приобрел конструкторскую документацию, организует серийное производство.
Что интересно, сверхлегкие российские вертолёты -соосные.
Взлетная масса 1-2 тонны
Актай
Казанский вертолетный завод.
Максимальная взлётная масса - 1150 кг.
Вертолет оснащен одним роторно-поршневым двигателем ВАЗ-4265.
Но КБ, которое занималось разработкой двигателя, перестало существовать, вместе с ним и двигатель. И пока альтернативного двигателя не найдено. Да и любой новый двигатель потребует переработки конструкции вертолёта. Поэтому было принято решение пока отложить разработку данного вертолёта.
Ми-34С1
Максимальная взлётная масса 1450 кг
Было начато производство вертолётов малой серией на Арсеньевском авиационном заводе с последующей их доводкой на МВЗ. Несколько вертолётов поставлено в Казахстан.
Поршневой двигатель М-9ФВ.
В 2012 году проект лёгкого многоцелевого вертолёта Ми-34 закрыт.
Ка-115
Макс. взлётная 1970 кг
Проект легкого многоцелевого вертолёта соосной схемы с применением в конструкции большого числа композитных материалов.
Разработка вертолёта Ка-115 в КБ «Камов» велась в начале 90-х годов.
Газотурбинный двигатель PW/K-206D, разработанный совместно канадской фирмой «Претт-Уитни» и российской «Климов».
На его базе ЗАО «Авиа-проект» разработало АП-55 с ГТД компании Rolls-Royce Model 250-C20-B/J.
VRT-500
В итоге на основе наработок Ка-115 совместно с Швейцарией строился VRT-500, вес 2 тонны. Однако в связи с санкциями перспективы вертолёта не просматриваются.
АТМ-121
В конце августа 2023 презентовали перспективный российский лёгкий однодвигательный соосный вертолёт АТМ-121 массой 1350 кг на 4 пассажира.
Вообще по легким вертолётам - им приходится конкурировать с призводимыми массово (а следовательно, дешёвыми), Robinson R22,R44,R66,Bell 505, а в следующей весовой категории с Bell 407 и Eurocopter EC130. Между тем легкие вертолёты у нас в советские времена развивались слабо, не было и хороших двигателей для них. Поэтому результаты производства не очень успешны, хотя в связи с изменившемся курсом валюты что-то может и поменятся.
Есть еще одна песпективная возможность для легких вертолетов - в России будет организовано производство авиационного дизеля, разработанного в Австрии для учебного Як-152 и БПЛА. Возможно, его будут использовать и в новых конструкциях легких вертолетов.
Легкие
Взлетная масса 2-3 тонны
Bell 407GXP
Bell 407GXP собирался по лицензии на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА; входит в корпорацию «Оборонпром»). По слухам - сборка из очень крупных узлов, но заявляется постепенная локализация.
Максимальная взлётная масса: 2 381 кг.
Взлетная масса 3-4 тонны
Ка-226
Двухдвигательный модульный вертолёт. Выпускается с Allison / Rolls-Royce или Arrius 2G1 Turbomeca в Кумертау. В 2016 году в плане предприятия выпуск 9 таких вертолетов, в 2017-м — 16-ти с перспективой увеличения объемов производства до 20-ти машин.
В декабре 2015 года был подписан контракт на поставку 200 Ка-226Т для вооруженных сил Индии. Соглашение предусматривает создание в Индии совместного предприятия по сборке. Заказ может быть увеличен до 400 вертолётов.
Итого может выпускаться до 60 машин в год.
Ансат
Два двигателя ТВД Pratt & Whitney РW-207K, выпускается в Казани. Существуют планы замены двигателей вертолета на отечественные ВК-800В производства ОАО «Климов». Строится по 5-6 машин в год. После окончания военного заказа предполагаются гражданские.
Двигатели для этого класса вертолетов - импортные, однако на подходе отечественный ВК-650.
Ми-2М
Есть попытки модернизировать Ми-2, заменив двигатель (компания «Борисфен» из Дубны совместно с запорожским предприятием «Мотор Сич»). Однако результат - вертолёт по технологиям начала 60-х, дорогой из-за нового двигателя не выдерживает конкуренции.
Масса -3550 кг.
Взлётная масса 4-6 тонн
Ка-60 «Касатка»
Ка-62
Военная и гражданская версия.
Вначале пректировалась военная версия Ка-60 с двигателем РД-600. Вертолет был построен, поднялся в воздух в 1998, но до конца из-за недостатка финансирования его не довели. Один опытный экземпляр потерпел аварию
Потом на базе военной - гражданская с тем же двигателем. Однако в новой модификации его заменили на французские Turbomeca Ardiden 3G. Редуктор и трансмиссию будет поставлять австрийская Zoerkler. На такую версию появились и экспортные заказы. 28 апреля 2016 года вертолёт Ка-62 совершил первый тестовый полёт на аэродроме завода «Прогресс» в городе Арсеньев Приморского края.
Наконец, военные захотели Ка-60, но уже на базе обновленного Ка-62 и снова с двигателями РД-600. Сделан заказ на 100 таких машин.
Взлетная масса 6-8 тонн
AgustaWestland AW139
Максимальный взлётный вес: 6,800 кг
На заводе в Томилино производственные мощности по локализованной сборке 15-20 вертолётов в год.
Средние
Взлетная масса 8-11 тонн
Вертолёт «Минога» - камовский проект морского вертолёта на смену Ка-27 с двигателем ТВ7-117.
«Минога» должна сменить многоцелевой Ка-27, который сейчас состоит на вооружении ВМФ. При этом агентство сообщает, что размеры и взлетная масса нового вертолета будут меньше, чем у предшественника. Напомним, что у Ка-27 она достигает 12 тонн.
Выпуск планируется в 2018.
Взлетная масса 11-14 тонн
Ми-8
Бестеллер всех времен и народов.
Различные модификации Ми-8, Ми-17, Ми-14(морская версия)
Максимальная взлётная масса 12 000-13 000 кг.
Двигатели ТВ3-117
Ми-24
Ми-24, Ми-25, Ми-35
Максимальная взлётная 11 500 кг
Двигатели ТВ3-117
Унифицирован с Ми-8
Ми-28
максимальная взлётная масса: 12100 кг
Двигатели ТВ3-117, с заменой на ТВ7-117
В сумме Казань, Улан-Уде и Ростов в хорошие годы выпускали около 350 вертолётов Ми-8/17/35/28. Сейчас упал спрос со стороны нефтяников - основного гражданского потребителя, есть промежуток в экспортных заказах. Производство снизилось примерно до 200.
Ка-27
Ка-27, Ка-29, Ка-31, Ка-32
Базовый не выпускается, но выпуск спецвариантов продолжается в небольших объемах, пока не начнут выпускать Миногу.
Максимальная взлётная масса: 12 000 кг
Двигатели ТВ3-117
Ка-52
Максимальная взлётная масса: 12 200 кг
Двигатели ТВ3-117, с заменой на ТВ7-117
ПСКВ (RACHEL) (Перспективный средний комерческий вертолёт)
Разрабатывается совместно КБ Камова и Миля дл замены в будущем Ми-8.
Взлетный вес около 11 тонн.
ПСВ (Перспективный скоростной вертолёт).
Госфинансирование программы закрыто, средства переданы на ПСВ В-37. Наработки реализованы в летающей лаборатории на базе Ми-24, которая претендует на то, чтобы поставить мировой рекорд скорости около 450 км/ч при нынешнем 400 км/ч. Наработки будут использованы как в военных, так и в гражданских проетах.
Взлетная масса 14-20 тонн
Ми-38.
Макс. взлётная: 15600 кг
Двигатели ТВ7-117
Тяжелые
Взлетная масса 20-40 тонн
Ми-46 Т
Максимальная взлетная масса, кг 30 000
Проект на замену Ми-6. Двигатели на базе ПС-90А.
Advanced Heavy Lifter
Масса 38 тонн. Разработка ведётся с Китаем. Несколько легче, чем Ми-26, несколько тяжелее, чем Ми-46. Предполагались двигатели Д-136 производства ПАО «Мотор-Сич», но сейчас речь идёт о российских аналогах.
Сверхтяжелые
Взлётная масса 40-60 тонн
Ми-26Т
Масса 58 тонн.
Предполагается ремотризация на ПД-12В.
Производство вертолётов в России.
В 2013 году производство достигло 400 машин в год. В дальнейшем произошло снижение до 250. Причины - окончание крупных экспортных контрактов на Ми-8, снижение цены на нефть (и падение заказов от нефтянников), уменьшение закупок МО РФ.
Проблему предполагается решить расширением линейки - Ми-38, Ка-62, Ансат, Ка-226 (для Индии), двухтонный вертолёт - наряду с Ми-8. Можно ожидать, что в течении нескольких лет выпуск превысит 400 вертолётов в год.