Равновесие спроса и предложения

 

option yard

Внимание! Начинаю выкладывать на этом сайте цикл видиолекций по ценообразованию.

option yard

В издательстве URSS вышла книга "Практическое ценообразование".

 

"Микроэкономика" (Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И.)

 

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике. На рис. 2.5,a DD ≈ линия спроса, SS ≈ линия предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты ≈ цены спроса и цены предложения. Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий DD и SS, которым соответствуют объем QE и цена PE- Их называют соответственно равновесным объемом (QE = QD = QS) и равновесной ценой (РS = РD - РS). В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от PE, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.


Пусть, например, реальная рыночная цена будет несколько выше равновесной, скажем, P1. При такой цене объем спроса составит, очевидно, QD1, тогда как объем предложения ≈ QS1. В этом случае избыток предложения (QS1 - QD1 ) будет оказывать понижающее давление на цену P1. Если же реальная рыночная цена окажется ниже равновесной, скажем на уровне P2, объем спроса QD2 окажется выше объема предложения QS2. Здесь избыток спроса (QD2 - QS2) будет оказывать повышающее давление на цену P2 В первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, во втором ≈ через конкуренцию покупателей. Заметим, что одно и то же лицо может выступить как покупатель при цене P2 и как продавец того же товара при цене P1. Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесием по Вальрасу. Существует, однако, и альтернативный подход, известный как равновесие по Маршаллу. Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влиянием давления избытков спроса и предложения, а под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения. Равновесие по Маршаллу иллюстрирует рис. 2.5,6. Если объем предложения ниже равновесного уровня QE, цена спроса выше цены предложения, например при Q1 PD1 > PS1, что побуждает продавцов увеличить объем предложения. Если объем превышает равновесный уровень, цена предложения выше цены спроса, например при Q2 PS2 > PD2, что заставляет продавцов снизить объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения ≈PS = PD = PE-

Возражения

Прежде всего следует дать определение спросу и предложению.

Википедия:

Спрос — это зависимость между ценой и количеством товара, которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.

Нужно упомянуть, что в графиках зависимости спроса от цены цена будет наносится на горизонтальную ось, а не на вертикальную, как принято в маркетинге. Обоснование такого построения дано в соответствующем разделе.

Будем считать, что спрос с повышением цены снижается. Данный вопрос подробно рассматривается в разделе, посвященном характеру кривой спроса.

 

Википедия:

Объем предложения (объем выпуска) — количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель (фирма) по определенной цене за определенный период времени при прочих равных условиях.

Логично предположить, что, если цена превышает переменные затраты, то фирма готова предложить такое количество товара, какое она вообще способна произвести, были бы покупатели. Однако такая точка зрения не является единственной. Экономисты, исходя из "Закона убывающей производительности" (или закона убывающей предельной производительности факторов производства, ух:-)) утверждают, что "наибольшую прибыль производителю обеспечит такой объем выпуска, при котором предельные затраты будут равны предельной выручке, т.е. цене товара". Отсюда делается вывод, что существует некий объем выпуска, больше которого фирме производить невыгодно, даже если она может произвести и продать большее количество товара. Однако рассмотрев этот вопрос более подробно, я считаю, что единственным ограничением предложения будут свободные производственные мощности.

В таком случае в коротком периоде (когда используются только существующие мощности) функции предложения будут выглядеть как прямая, параллельная оси цены.

В длинном периоде (когда есть возможность вводить новые мощности, либо перенастраивать мощности с других товаров) предложение будет нарастать с увеличением цены - при большей цене выгодно инвестировать в производство товара.

Однако, и в том, и в другом случае величина предложения предполагает стопроцентную загрузку производственных мощностей.

 

 

Рассмотрим теперь взаимное расположение точки пересечения спроса и предложения и цены, при которой достигается наибольшая прибыль. Прибыль определяется величиной спроса и переменными затратами.

Возможно два варианта расположения точки пересечения кривых и цены, обеспечивающей наибольшую прибыль для данной функции спроса. В зависимости от этого положения менеджмент продавца может принять одно из возможных управленческих решений.

Если цена наибольшей прибыли меньше или равна точке пересечения (на рисунке - при Cv=30, где Cv - сложившиеся в отрасли переменные затраты), разумно обеспечить полную загрузку оборудования и продавать продукцию по "цене равновесия". Однако, если ситуация обратна, более правильной представляется продажа по цене наибольшей прибыли, несмотря на недозагрузку оборудования (Cv=50). Попытка выпускать больше продукции и снизить цены приведет, в этом случае, к снижению прибыли.

На практике так и происходит - большинство промышленных предприятий имеет свободные мощности.

Следовательно, как правило, цена не стремится к цене равновесия.

Цена равновесия и объем предложения не является значимыми показателем для предприятий.

 

 

Подробно о ценообразовании можно прочитать в электронной книге "Антикотлер. Ценообразование", которая можно приобрести на аукционе Мешок.ru.

 

Комментарии


  • atlasNuh
    Edwardbedia - January 1, 1970, 3:00 am
    Присоединяюсь. Я согласен со всем выше сказанным. Давайте обсудим этот вопрос. Здесь или в PM.


Добавить комментарий

Добавить комментарий


Код изображения:
Title:
Ваше имя(*):
Адрес электронной почты:
Notify me of any further comments to this thread:
Сайт:
Комментарий(*):