Приватизация железных дорог Великобритании

option yard

Внимание! Начинаю выкладывать на этом сайте цикл видиолекций по ценообразованию.

option yard

В издательстве URSS вышла книга "Практическое ценообразование".

 

О "пользе" конкуренции

Джеймс Кнэпп, Генеральный секретарь

Национальный профсоюз железнодорожников,
работников морского транспорта и транспортников (RMT), Великобритания

Железные дороги в Великобритании были приватизированы при правительстве консерваторов Джона Мейджора. Ярый приверженец идеи снижения  вмешательства государства в экономическую деятельность – Маргарет Тэтчер отклонила план приватизации железных дорог. Тем не менее, ее преемник, в отчаянных поисках политического курса, который бы повысил его популярность внутри собственной партии, пошел по пути приватизации железных дорог. Однако проблемы были созданы не только выбором генерального курса, они в большой степени были обострены выбранной моделью проведения приватизации.


В результате приватизации государственные железные дороги, некогда составлявшие единое целое, оказалась раздробленными на более чем 100 самостоятельных компаний. Основные преобразования в соответствии с законодательством, принятым в 1993 году, заключались в следующем:


(а)  Разделение функции управления перевозками и инфраструктуры железных дорог. Железнодорожные пути и система сигнализации перешла в руки частной компании Railtrack;

(б) Были образованы двадцать пять компаний–операторов по управлению пассажирским движением, с которыми были заключены специальные контракты о работе на сети железнодорожных дорог, принадлежащих компании Railtrack. Продолжительность контрактов варьируется от 7 до 15 лет. Была создана отдельная компания по управлению грузовым движением. Компании–операторы осуществляют выплаты компании Railtrack за пользование железнодорожными путями;

(в) Подвижной состав и локомотивы, используемые пассажирскими компаниями–операторами, берутся в аренду у трех компаний по аренде подвижного состава. Эти компании являются в настоящее время частными монополистами;

(г) Текущее содержание пути и системы сигнализации передано на основании контракта компанией Railtrack другим приватизированным компаниям.

В последний год существования железных дорог в форме государственной собственности субсидии на них в сумме достигли 1 миллиарда фунтов стерлингов. К концу первого года приватизации эта цифра возросла более чем вдвое до 2,1 миллиарда. Двадцать пять процентов этих выросших субсидии приходится на юридическое согласование расценок, долей в прибыли, страховых сборов и амортизационных отчислений.


Наступление на условия труда и рабочие места

Воздействие на персонал началось с первого шага в направлении приватизации шесть лет назад. Тридцать тысяч из 120 000 работников Британских железных дорог ушли из отрасли до того, как она была преобразована в частную форму собственности. Таким образом издержки, вызванные этими сокращениями, легли на плечи государства, а не частных компаний.

Компании стремятся к тому, чтобы сократившийся персонал работал более продолжительное время за прежнюю, а если удастся, то и за более низкую плату.


Например, они хотят, чтобы машинисты большее время находились за пультом управления локомотивом; чтобы был увеличен круг обязанностей станционного персонала и персонала, занятого текущим содержанием. Это привело к дальнейшему сокращению рабочих мест, хотя и не в таком масштабе как сокращение, предшествовавшее приватизации.


Возможно, самое значительное сокращение рабочих мест пришлось на административный персонал. Большинство компаний, приходящих в железнодорожный бизнес, уже имеют административный аппарат и не собираются увеличивать его вдвое для работы с железными дорогами.

Некоторые компании настолько сократили свой персонал, что не смогли выдерживать собственный график движения поездов. Соответственно, они оказались вынуждены вернуть на условиях краткосрочного контракта часть тех работников, которых сами же перед этим сократили.

Огромные государственные средства расходуются по–прежнему

Это было формой узаконенного воровства. Одна лишь приватизация железных дорог предоставила множество примеров того, как государство обманывает своих налогоплательщиков. Общепризнанно, что почти все государственное имущество было распродано слишком дешево.

Одним из последствий этого стал тот факт, что в то время как компании продолжали наступление на условия оплаты и труда своих рабочих, некоторые директора, в свое время принятые на работу в качестве менеджеров принадлежащим государству Управлением британских железных дорог (BRB), превратились в миллионеров в результате распродажи компаний, приобретенных за бесценок.

Railtrack был распродан путем размещения государственных займов на сумму 1,9 миллиарда фунтов стерлингов. Это оказалось значительно ниже реальной стоимости имущества компании, которая превышала 4 миллиарда фунтов стерлингов. Тем не менее, это был единственно возможный для государства способ, чтобы убедить скептически настроенную общественность покупать акции компании. Очевидно, что эта распродажа оказалась весьма выгодной для покупателей акций, которые стали владельцами имущества по низкой цене, однако крайне невыгодной для государства и налогоплательщиков.

Около 90% денежного оборота компании Railtrack складывается из платы компаниями–операторами за пользование железнодорожными путями. Большую часть этих выплат составляют государственные субсидии, выплачиваемые компаниям–операторам. Таким образом, мощный поток государственных средств – свыше 1,5 миллиарда фунтов стерлингов попадает в карманы акционеров компании Railtrack.


Несмотря на огромный рост расходов, из официальных сообщений следует, что железнодорожный транспорт в Великобритании после приватизации стал работать хуже. В то же время возросли тарифы на проезд. Пассажиры и налогоплательщики, следовательно, получают худший уровень услуг за более высокую цену.



Урок, вытекающий из британского опыта, уже очевиден. Приватизация железнодорожного транспорта обернулась дорогостоящим провалом. Находившееся в то время у власти правительство консерваторов желало сократить государственные расходы. Однако на практике приватизация привела к тому, что расходы на железнодорожный транспорт увеличились вдвое.


Важным обстоятельством является разоблачение мифа о том, что приватизация автоматически ведет к повышению экономической эффективности. Для железнодорожников правда заключалась в том, что приватизация привела к усилению эксплуатации.

 

 

Комментарии

 


  • aktivator-windowTelt
    Richardhes - January 1, 1970, 3:00 am
    И что бы мы делали без вашей великолепной идеи

Добавить комментарий

Добавить комментарий


Код изображения:
Title:
Ваше имя(*):
Адрес электронной почты:
Notify me of any further comments to this thread:
Сайт:
Комментарий(*):