Полиполия

option yard

Внимание! Начинаю выкладывать на этом сайте цикл видиолекций по ценообразованию.

option yard

В издательстве URSS вышла книга "Практическое ценообразование".

 

Polipoli

Ф.Котлер "Основы маркетинга"
Стр. 355

Чистая конкуренция

Рынок совершенной конкуренции, согласно экономической теории, предполагает выполнение трех условий (вообще говоря, невыполнимых).

Во-первых, на таком рынке отсутствуют входные и выходные барьеры. Иными словами, ничто не мешает продавцу, обнаружившему, что условия для продажи его товара стали невыгодны, уйти с рынка и, мгновенно перенаправив свои ресурсы, выйти на рынок другого товара. Это очень сильное отличие рынка совершенной конкуренции от любого реального рынка. Для входа на рынок любого товара нужно обладать капиталами и специальными знаниями и навыками. Выход на реальном рынке тоже бывает затруднен - осуществленными капиталовложениями, кредитами, взятыми обязательствами и т.д. Но барьер входа и выхода для разных товаров различен.

Во-вторых, на совершенном рынке должен существовать свободный доступ к информации о цене на товары и факторы производства (если первое условие в какой-то мере справедливо для биржевых товаров, то цена факторов производства охраняется фирмами достаточно строго).

Наконец, контроль над ценами должен отсутствовать. Продавец на рынке чистой конкуренции не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы устанавливать цену ниже рыночной, так как могут продать весь свой товар по той цене, которая сложилась на рынке.

Можно утверждать, что рынок чистой конкуренции, в отличие от остальных типов рынков, в действительности никогда не встречается в чистом виде: это абстрактная модель, и ее выделение в особый тип рынка объясняется уважением к Адаму Смиту.

Выделять рынок монополистической конкуренции имеет смысл, только если предполагать реальное существование рынка чистой конкуренции в его теоретическом значении. Большее или меньшее внимание к рекламе не может быть определяющим фактором, поскольку нет формальной границы для того, чтобы выделить рынок монополистической конкуренции в особый тип рынка. С точки зрения ценообразования правильнее говорить о рынке полиполии, имеющем схожие основные свойства – существование кривой спроса классического вида и отсутствие существенного влияния ценовой политики и объема продаж отдельных продавцов на общую ситуацию на рынке.

Поскольку влияние ценовой политики каждого продавца на рыночную ситуацию предполагается пренебрежимо малым, то и откликом конкурентов на изменение цены продавца можно пренебречь. Следовательно, с точки зрения продавца ситуация будет схожа со случаем монополии. Изменение цены будет вызывать изменение спроса (более резкое, чем при монополии, поскольку у покупателей есть возможность уйти к другому продавцу), но не изменение цен конкурентов. Можно найти цену, при которой будет достигаться наибольшая прибыль, предполагая, в краткосрочной перспективе, постоянство цен конкурентов. Эта цена будет ниже монопольной (поскольку изменение цены оказывает вызывает более значительное влияние на спрос), но только при условии близкого уровня переменных затрат. Если же переменные затраты монополии существенно ниже, то и оптимальная цена для нее может оказаться меньше оптимальной цены множества конкурирующих продавцов.

 

Комментарии


Добавить комментарий

Добавить комментарий


Код изображения:
Title:
Ваше имя(*):
Адрес электронной почты:
Notify me of any further comments to this thread:
Сайт:
Комментарий(*):