Пикассо

option yard

Внимание! Начинаю выкладывать на этом сайте цикл видиолекций по ценообразованию.

option yard

В издательстве URSS вышла книга "Практическое ценообразование".

Многих удивляют цены на современное искусство. Почему «Черный квадрат» Малевича стоит миллионы, хотя его мог бы написать любой маляр?

Кто-то видит в этом примитивное надувательство.

По поводу такого взгляда Маяковский писал:

"Я еще не видал, чтобы кто-нибудь хвастался так:
«Какой я умный — арифметику не понимаю, французский не понимаю, грамматику не понимаю!»
Но веселый клич:
«Я не понимаю футуристов» — несется пятнадцать лет, затихает и снова гремит возбужденно и радостно."

Попробую объяснить ситуацию с Квадратом.
Каковы были задачи живописи (берем узкое направление) до середины 19–го века? Ранжируя по сумме заказов:
а) удовлетворять потребность людей иметь портреты себя и близких
б) идеологическая — обосновывать претензии власти историческими полотнами и обеспечивать претензии оппозиции, бичуя пороки
в) закрывать дырку на обоях — жанр, пейзаж, натюрморт.

И тут появляется фотография. Месячный труд художника укладывается в минуты. Результат — исчезает массовый портрет (одно из следствий — исчезают дивные акварельные портреты). Идеология ополовинивается, потому что фотография дает мгновенный результат и добавляет достоверности. Более того, было понятно, что и для прочего реализма надвигается революция в технологии — сфотографировать объект (пейзаж, натюрморт, историческую постановку), спроецировать на холст и раскрасить. Собственно так уже и работали все наши "реалисты" в 60–70–х, и соцреалисты, и почвенники.
Что остается художнику? Ответ импрессионистов — передавать впечатление, не следуя буквально реальности. Хорошо. Но это только для третей задачи — дырку закрывать. Денег не много.

Нужна новая задача. Ее и нашли — художник должен исследовать.
Исследовать воздействие цвета и линии на эмоции зрителя — Матисс, Малевич, абстрактные экспрессионисты.
Исследовать возможность на двумерном холсте передавать объем — кубисты.
Исследовать возможность на неподвижном холсте передавать движение — футуристы.
Исследовать влияние картины на подсознание — сюрреалисты.
И Пикассо, который везде отметился.

Исследования эти имели совершенно прямой выход в практику. У Малевича красные и черные квадраты, геометрические силуэты людей. Положить рядом плакаты Роста — не отличишь. И воздействие этих плакатов было очень мощным. В отличие от белогвардейских плакатов, очень долго, красиво и реалистично прорисованных.
И конструктивисты, и Баухаус исходили из этой схемы — художники исследуют, а потом конструкторы внедряют результат в жизнь. И живем мы сейчас в мире вещей, зданий, городов, родившихся из тех самых исследований.

А картины — артефакты исследований. И что касается Черного квадрата, то здесь не только исследование цвета, но и воплощение идеи – для исследования цвета не нужна форма.

Черный квадрат, написанный Малевичем, стоит миллионы. Черный квадрат, написанный после него другим художником, стоит копейки. Больше того,  за 20 лет до Малевича  Альфонс Алле написал такую же черную картину – «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью». Но она стоит недорого, потому что – шутка, в отличие от Квадрата, который – иллюстрация идеи. Так что стоимость картины определяется не столько тем, что на ней написано, но и тем, что говорит художник (и критики) по ее поводу.

И тем, как картина вписывается в процесс – от исследования к дизайну, и дальше – в народ.

"Художественное течение побеждает только тогда, когда его берут на вооружение декораторы витрин." ©, Пикассо


Умел старик хорошо сказать…

 

ЗЫ Тест для реалистов - какой из рисунков игрушечного медвеженка более реалистичен? А какой симпатичнее?


 

 


 

 


Добавить комментарий

Добавить комментарий


Код изображения:
Title:
Ваше имя(*):
Адрес электронной почты:
Notify me of any further comments to this thread:
Сайт:
Комментарий(*):
 
Previous page: Авиапром-4  Next page: Орлов