Орел

option yard

Внимание! Начинаю выкладывать на этом сайте цикл видиолекций по ценообразованию.

option yard

В издательстве URSS вышла книга "Практическое ценообразование".

 

К концу XIX века цель достижения северного полюса очень перешла в практическую плоскость. В 1895 году Андре на сессии Академии наук, а потом - на заседании Шведского антропологического и географического общества предложил использовать воздушный шар, чтобы избежать трудностей путешествия по льду. Но для этого нужен был либо непрерывный южный ветер, либо управляемый шар. Для управления Андре предложил использовать паруса. Шар летит вместе с ветром, поэтому просто использовать парус невозможно.

Для решения проблемы было предложено использовать гайдропы - веревки, которые до того предназначались для снижения скорости спуска воздушного шара. По идее Андре, гайдропы, волочась по поверхности, своим трением тормозят движение аэростата. В результате возникает скорость аэростата относительно ветра, и возможность использовать паруса.

Пробные полеты показали, что предложенная система позволяет отклониться от направления ветра на 27 градусов в ту или иную сторону.

Кроме Андре в экспедицию отправились двадцатипятилетний физик Нильс Стриндберг и двадцатисемилетний инженер Кнут Хальмер Френкель.

Экспедицию финансировали шведский король и Альфред Нобель.

Аэростат, на котором должна была отправиться экспедиция, построили Париже и назвали "Орлом".На "Орле" поставили три паруса: большой - в центре и два маленьких боковых общей площадью 75 квадратных метров. Гайдропов на "Орле" было три, их общая длина составляла тысячу метров, а вес - 850 килограммов. Полет предполагался на высоте 150-200 метров, с тем, чтобы гайдропы с запасом доставали до земли.

На оболочку шара была накинута сеть привязаная веревками к кольцу.

К кольцу канатами крепилась гондола, сплетенная из тростника и пенькового троса. Снаружи гандола была обтянута брезентом. На уровне глаз располагались навигационные приборы и штурвалы для управления парусами. Внутри закрытой гондолы располагались три койки. Вверху ее был устроен входной люк.

Полет начали, дождавшись южного ветра, 11 июля 1897 года. Отправление - с острова Данскёйа северо-западнее Шпицбергена.

Старт экспедиции. Гайдропы волочатся по воде.

После взлета воздушный шар начал набирать высоту, но вдруг стал снижаться, едва не коснувшись гондолой воды. Аэронавты сбросили почти полтонны балласта. Это позволило продолжать подъем. Шар поднялся на 600 метров. Управлять полетом не удалось, гайдропы не доставали до поверхности. Впрочем, пока в этом не было необходимости - южный ветер нес шар к полюсу.

Через некоторое время шар попал в полосу тумана, оледенел и опустился. Южный ветер резко  сменился на северо-восточный. Аэронавты летели, управляя парусами. Однако все, что им удалось добится - полет в западном направлении, не удаляясь,но и не приближаясь к цели. Шар продолжал терять подъемную  силу и стал бится гондолой о лед. Был выброшен балласт и часть оборудования. Один из гайдропов зажало во льдах. Шар повис на месте. Гайдроп оборвался, полет продолжился.

Запись в дневнике:

"22 ч. 41 м., в 30 метрах прямо под нами огромный белый медведь. Он уклонился от гайдропа и, выбравшись на лед, побежал вперевалку... "

 

Ветер сменился на западный. Управляя парусами удалось еще продвинутся на север. Но становилось ясно, что достичь цели не удастся.

Будучи зажатым во льдах, оборвался последний гайдроп. Балласт был израсходован. Полет невозможно было продолжать.

Андре отдал приказ бросить якорь ипокинуть гондолу. Это произошло 14 июля в 8 часов 11 минут вечера. Полет "Орла" был закончен.

В целом весь полетпродолжался 65 часов 33 минуты, а управляемый полет на низкой высоте - 55 часов 4 минуты, но фактически шар из этого врем находился в движении только 41 час, так как трижды останавливался в пути: или из-за безветрия, или из-за того, что гайдропы застревали во льдах.

На борту "Орла" были трое саней, лодка из водонепроницаемой ткани, спальный мешок и другое снаряжение. Провизии было взято на шесть месяцев, но часть ее, около 200 килограммов, сбросили в пути вместо балласта. Однако и того, что осталось, было достаточно, чтобы добраться до Земли Франца Иосифа. Сани были тяжело груженные, на каждых - до 150 килограммов. Поэтому приходилось впрягаться в них втроем и перевозить по очереди, возвращаясь назад за теми, что остались.

В походе несколько раз удалось убить медведей и тюленей.

Запись в дневнике:

"...мы обнаружили, что течение и ветер неудержимо относят нас в район между Северо-Восточной Землей и Землей Франца-Иосифа и что у нас нет ни малейшего шанса добраться до Северо-Восточной Земли. И вот в ночь с 12 на 13 сент., когда нам, кроме того, пришлось стоять на месте из-за сильного северо-западного ветра, мы наконец признали необходимым примириться с неизбежностью, т.е. с зимовкой во льдах. Положение наше не из блестящих..."

В ходе дрейфа льдины 15 сентября она приблизилась на расстоянии нескольких десятков километров к острову Белый.

"О попытке высадиться там не могло быть и речи, потому что остров, по-видимому, состоит из одной ледяной глыбы, окаймленной глетчером".

"2-го в половине 6-го утра мы услышали треск и гром, и в хижину ворвалась вода, а когда мы выскочили наружу, оказалось, что наша большая прекрасная льдина раскололась на несколько мелких льдин и что одна из трещин, расколовших ее, пришлась как раз у стены хижины. Оставшаяся нам часть льдины имела в диаметре всего 24 метра... Это внесло очень крупные изменения в наше положение и наши виды на будущее. Хижина и льдина не могли больше служить нам приютом..."

Однако люди вынуждены были оставаться на льдине еще несколько дней. Только 5 октября они покинули ее, и перебрались на побережье острова Белый, в юго-западной его части.

Карта пути экспедиции.

Последняя запись Стриндбергом сделал 17 октября. Не известно, что происходило между днем высадки и 17 октября. Первым из аэронавтов умер Стриндберг (возможно, от сердечного приступа). Его смогли похоронить в узкой расселине. Не известно, когда именно он умер. Не известно и то, насколько дней пережили его товарищи. Мертвые Андре и Френкель лежали рядом. Продуктов у них оставалось достаточно, было ружье и патроны. Видимо, они уснули и умерли от холода.
В 1930 году последнюю стоянку экспедиции обнаружил корабль "Братваг". На месте стоянки был дневник Андре, фотографии и письма Стриндберга к невесте.
Собственно, из этих документов и известна судьба пропавшей на 33 года экспедиции.

 

 

 

 


  • F-M - January 1, 1970, 3:00 am
    Безумно, отважно и трагично...
Добавить комментарий

Добавить комментарий


Код изображения:
Title:
Ваше имя(*):
Адрес электронной почты:
Notify me of any further comments to this thread:
Сайт:
Комментарий(*):