Метод полных затрат (доклад)

image

option yard

Внимание! Начинаю выкладывать на этом сайте цикл видиолекций по ценообразованию.

option yard

В издательстве URSS вышла книга "Практическое ценообразование".

1.2.1.   Метод полных затрат

Суть метода, основанного на определении полных издержек, состоит в суммировании совокупных издержек (переменные плюс постоянные издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.

Метод полных затрат является широко распространенным, т.к., во-первых не требует усилий по изучению спроса, а во-вторых страхует от случая непокрытия ценой постоянных расходов. Этот метод используется на подавляющем большинстве производственных предприятий России и стран СНГ.

Для определения доли постоянных затрат, приходящиеся на товар общие постоянные затраты предприятия разносятся на товары ассортимента пропорционально некоторой базе. В большинстве случаев базой распределения является прямая заработная плата.

Рассмотрим, насколько метод полных затрат позволяет проводить успешную ценовую политику.

 

image

Рис. 1. Определение прибыли предприятия через постоянные издержки и маржинальную прибыль

На график нанесена зависимость маржинальной прибыли от цены. Маржинальная прибыль -  разница между выручкой и переменными затратами, пропорциональными объему продаж (в случае торговли это закупочная стоимость реализованного товара).

Постоянные расходы на рисунке изображаются прямыми линиями, параллельными оси цен, поскольку от цены не зависят.

Легко видеть, что, вне зависимости от суммы постоянных затрат, максимальная прибыль будет достигаться при том же значении цены, при котором достигается максимальная маржинальная прибыль.

Если постоянные затраты превышают маржинальную прибыль, при этой цене предприятие получит минимальные убытки от продажи товара (на рисунке приведен пример, когда  постоянные расходы равны 2800).

Даже если цена, определенная по методу полных затрат, случайным образом совпадет с оптимальной ценой, любое изменение постоянных расходов, объема продаж или базы разнесения приведет к изменению назначенной предприятием цены. Как следствие, она перестанет соответствовать оптимальной цене. Поэтому использование метода полных затрат в большинстве случаев означает отклонение от оптимальной цены в ту или другую сторону, и, следовательно недополученную прибыль. Чем больше постоянные расходы предприятия, тем более значительную долю прибыли мы теряем от таких ошибок.

Следует отметить, что, у метода полных затрат есть еще один очень существенный недостаток – а именно принципиальная неустойчивость ценообразования. Предположим, из-за случайных колебаний спроса в какой-то период времени продано меньше продукции, чем обычно. В результате величина постоянных издержек на единицу продукции (а с ними и подсчитанная в соответствии с методом полных затрат цена) возрастают. Поскольку по большей цене будет продано меньшее количество товара, на следующем шаге повышение рекомендованной цены повторится. Взаимосвязанные процессы повышения цены и снижения объема продаж будут продолжаться, пока производство полностью не остановится. Точно так же, при случайном повышении продаж будет происходить процесс снижения цены и повышения объема продаж, пока не будет достигнута полная загрузка оборудования. Объемы производства после этого будут оставаться неизменными до случайного снижения продаж, после чего изменения объемов будут направлены в сторону понижения, и, как и в первом случае, завершатся полной остановкой производства.

Почему же мы не наблюдаем массовой остановки предприятий, использующих метод полных затрат? Во-первых, в момент, когда спрос начинает драматически снижаться, руководство предприятия переходит на ручное управление, не позволяя ценам увеличиваться в соответствии с методом полных затрат. К сожалению, иногда это происходит слишком поздно.

Во-вторых, положительное влияние на устойчивость предприятия оказывает инфляция, когда случайное увеличение спроса при той же цене более вероятно, чем случайное его снижение. В условиях же кризиса, сокращения инфляции, а тем более при дефляции, нарастающие проблемы предприятий по описанной выше схеме наблюдались многократно. Последний пример такого рода, широко освещенный средствами массовой информации – ситуация в Пикалево, когда сокращение спроса и повышение в результате этого отпускной цены предприятия привело к полной остановке производства, для запуска которого потребовались усилия властей.


 


Добавить комментарий

Добавить комментарий


Код изображения:
Title:
Ваше имя(*):
Адрес электронной почты:
Notify me of any further comments to this thread:
Сайт:
Комментарий(*):