История одного Ила.

Елизавета ОКЛАДНИКОВА.

Почти каждому человеку, который хоть немного интересуется историей Великой Отечественной Войны, известен музей танка Т-34.  Но этот танк – не единственная легендарная машина, которая вселяла в немецких солдат ужас. Среди самолетов это – штурмовик Ил-2. В военное время это был самый массово выпускаемый самолет в СССР. Ил-2 - это самолет переднего края. Никто не видел войну так близко, как летчики-штурмовики. Немецкие солдаты называли его "Черной смертью". Главной особенностью конструкции было то, что бронированная капсула, защищавшая пилота, мотор и топливный бак являлась частью фюзеляжа, тогда как на другие самолеты броню навешивали.  Таким образом общая масса самолета снижалась, а грузоподъемность увеличивалась. Больше всего героев СССР – как раз среди летчиков-штурмовиков.

Музея Ила, кстати, в мире не существует. Нет,  конечно, самолеты Ильюшина стоят в некоторых экспозициях, но музея Ил-2, подобного музею Т-34 не существует. Да и где он должен существовать, кроме как в авиаграде? Именно такой вопрос задал администрации нашего города Андрей Борисович Мыслевец, предводитель ПТО «Раритет».

 

Жуковский поисково-технический клуб "Раритет", общественная некоммерческая организация, основанная в 2004 году Василием Ивановичем Строковым и уполномоченная проводить поисковые работы. К сожалению, тяжелая осенняя экспедиция 2005 г.  Василий Иванович не пережил. Возглавил клуб его заместитель Андрей Мысливец, но отряд продолжил придерживаться принципов, заложенных Строковым. В отряде – 12 человек, средний возраст – около сорока. Вcе они - профессионалы в своей области: механики, саперы, авиатехники, водолазы, военные с опытом боевых действий, все – увлеченные своим делом жуковчане. Из экспедиции отряд везет то, на что есть заказ определенного музея.  Клуб занимается только поиском самолетов и их экипажей.

Основная  масса  разбитой  техники  была  утилизирована  еще  в  войну  и  в  первые  послевоенные  годы  специализированными  артелями. До  середины  80-х годов обломки  из  дорогого  цветного металла оставались  только в неудобных местах - лесных  и  болотистых  массивах и в воде. С началом  безработицы  на  селе  сбор  военного  металла  приобрел  характер  эпидемии.  Типичный  «кладоискатель» имел при себе лишь минимальный набор: топор, кувалда, лопата, рюкзак, веревка.  Несмотря огромные трудозатраты двум таким работягам нужно было всего три недели, чтобы  уничтожить бомбардировщик.   А  уж  если  был трактор,  то  ломали самолеты  целыми  семьями,  даже  деревнями. Вырученные деньги дружно пропивались.

За последние же годы особенно распространилась практика «черного копания» - то есть доставать раритеты и продавать их частным коллекционерам. И «Раритету» неоднократно предлагали продать что-нибудь и заработать неплохие деньги, однако принципиальность А.Б. Мысливца в этом вопросе непоколебима: «Добытые нами исторические объекты должны стать достоянием людей».

Отряд использует разнообразные способы сбора информации о  местоположении того или иного самолета – это и наблюдение, и работа с архивами, и практически военная хитрость в отношении местных жителей -  после «черных копателей» и местных жителей  леса буквально пропылесосили. Вытащить хоть что-нибудь на поверхность тоже непросто – Андрей Борисович говорит, что каждая экспедиция преподносит новую, нестандартную техническую задачу.

Так почему же именно сейчас встал вопрос о музее самолета Ил-2?  Просто не так давно, в Гагаринском районе Смоленской области наши поисковики нашли практически целую бронированную кабину пилота. Вытащили с трудом, с идеей о новом музее в городе.  Отряд готов поднять и отреставрировать еще несколько Илов (точнее, оставшиеся части), собрать из них самолет, покопаться в архивах – только была бы возможность показать эту военную легенду людям. Будем надеяться, что администрация разовьет эту идею, тем более, по словам Владимира Владимировича Путина, правительство всерьез задумывается о создании в нашем городе Музея Истории Авиации.

Сайт отряда -  http://raritet-zhukovsky.narod.ru. Люди, заинтересованные, неравнодушные к авиации могут помочь отряду топливом и продуктами в экспедиции. Контактные телефоны ищите на сайте.

 

option yard

Внимание! Начинаю выкладывать на этом сайте цикл видиолекций по ценообразованию.

option yard

В издательстве URSS вышла книга "Практическое ценообразование".

 

 


Добавить комментарий

Добавить комментарий


Код изображения:
Title:
Ваше имя(*):
Адрес электронной почты:
Notify me of any further comments to this thread:
Сайт:
Комментарий(*):