Авиапром 5 (учебные и боевые)

Обучение летчиков делится на начальное, основное и продвинутое. В Союзе начальное проходило на Як-18 и Як-52, основное на L-29 и L-39, а продвинутое - на спарках боевых самолётов. Это было не экономично, приходилось держать зоопарк спарок, которые знали керосин как не в себя.

Яковлевцы предлагали сделать универсальный самолёт для продвинутой подготовки. Помимо прочего, он должен был выполнять роль лёгкого бомбардировщика против папуасов, у которых нет ПВО.

Но Союз развалился, денег не стало. Яковлевцы со своей идеей вышли на итальянцев и за их деньги разработали самолёт. Но тут случилась Югославия, стало понятно, что дружба не вечна. С итальянцами разошлись по хорошему, каждый получил право строить машину независимо.

Итальянцы начали строить Aermacchi M-346, наши Як-130.

 

По ходу яковлевцы продали разработку ещё раз - сделали китайцам L-15. Зачем-то китайцы захотели сверхзвуковой. Для учебного сверхзвук- не нужен, а расход керосина резко растет. Но любой каприз за ваши деньги.

В результате сейчас в мире выпускают, в основном, яковлевскую разработку, за исключением мизерных количествах корейского Т-50.

Итальянцы окучивают НАТО и Израиль, китайцы строят для себя, наши для себя и для третьего мира. Итальянцы на третий мир н выходят, потому что их самолёт стоит 35 млн, а наш 15. Так что из трёх родственников Як-130 занимает процентов 60 выпуска.

На основе Як-130 сделали семейство беспилотников (первый полетел в прошлом сентябре) Як-133 "Прорыв"- скоростной ударный, дальний разведывательный и летающий радар.

Но пока делали самолёт для продвинутой подготовки, самолеты начальной основной код готовый морально и физически устарели...

 

Поэтому яковлевцы предложили во-первых не делать отдельные самолеты для первоначального и основного обучения, а обойтись одним. И, во-вторых, раскрутил китайцев на разработку аналогичного. Китайцы их выпускают, но наши военные первый вариант не приняли. На нем стоит бензиновый двигатель-звездочка в 300 сил, как на Як-52. Таких двигатель у нас уже не выпускают, как и авиабензин (а импортный дороже керосина раза в 3). Самолёт потяжелел, 300 сил ему маловато.

В результате двигатель заказали нашему эмигранту в Германии. Тот выдал 12-и целиндровый дизель на 500 лошадей, очень экономичный.

Выпускать его будут в Казани, ставить, помимо Як-152, на двухмоторный беспилотник Альтаир, и делать с ним маленький вертолет. Вообще раньше у нас много проектов не получали движения из-за отсутствия приличного лёгкого движка.

Вот так выглядит Як-152 с дизелем.

Военным вариант понравился. Они собрались заказывать 150 машин, ДОСААФ - ещё 100. Пойдут они и в страны, куда экспортировали Як-130.

Осталась формальность - провести конкурс "разработка самолёта Як-152".

И тут на конкурс приперлась совершенно левая фирма САТ...

Несколько энтузиастов собрались для того, чтобы восстановить Як-30. В 60-х годах Яковлев сделал очень лёгкий реактивный учебный самолёт. Он участвовал в конкурсе, военным он нравился, однако по политическим соображениям заказ отдали чехам.

Восстановленный Як полетел, а мужики на досуге набросали проектик, как, по их мнению, выглядел бы такой предельно лёгкий самолёт сейчас. В проект заложили композитное крыло. Чтобы сделать машину ещё легче, крыло сделали с обратной стреловидностью. Фокус сдвигался вперёд, фюзеляж получался короче, а значит, легче.

С этим наброском они и пришли на конкурс по проектированию Як-158. Понятно, что их завернули. Во-первых, самолёт не назывался Як-158, да и вообще, все это выглядело совершенно несерьёзно.

Но генералы в комиссии сказали -"хороший самолётик. Жалко, что никто его не сделает".

-Чо так?-сказали мужики и пошли строить. Наскребли денег на бэушный двигатель и поехали по заводам, предлагая сделать им комплектующие бесплатно. Естественно, их везде посылали. Везде, кроме одного дагестанского предприятия-банкрота. Тем терять было нечего, и они согласились сделать все бесплатно, в надежде получить заказы в будущем.

Мужики собрали в гараж из деталей самолёт, особо большие дагестанские щели залили строительной монтажной пеной.

И, пока яковлевцы ждали свой дизель, эта фигня из говна и палочек взлетела и начала крутить пилотаж.

После полета все захотели работать с КБ. Получалось, что машина отлично вписывается между Як-152 и Як-130 как самолёт основной подготовки. Военные ее испытали, выкатили тома претензий (главные, конечно, по авионика - на яках авионика была одинаковая, а на СР-10 -то, что мужики нашли на свалках), но при этом заказали пробную партию. Строить вызвался Смоленский авиазавод. Дагестанцы тоже не в обиде, они будут выпускать некоторые комплектующие под смоленским контролем.

Мало того, военные начали рассматривать подвеску под него ближней ракеты воздух-воздух. Маневренность и скорость (800 км/час) позволяют ему бороться с БПЛА, вертолетами и крылатыми ракетами. И с F-35, если повезёт


Добавить комментарий

Добавить комментарий


Код изображения:
Title:
Ваше имя(*):
Адрес электронной почты:
Notify me of any further comments to this thread:
Сайт:
Комментарий(*):
 
Previous page: Авиапром-4