Инструменты пользователя

Инструменты сайта


на_действия_конкурентов

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Следующая версия Следующая версия справа и слева
на_действия_конкурентов [2019/10/08 18:12]
admin created
на_действия_конкурентов [2019/10/08 18:17]
admin
Строка 23: Строка 23:
 В таком характере спроса оптимальной для фирмы «Ойл» будет цена 23 руб. за литр бензина. В таком характере спроса оптимальной для фирмы «Ойл» будет цена 23 руб. за литр бензина.
  
 +{{::​37.jpg?​600|}}
  
 Рис. 37. Кривая спроса для конкурирующих компаний при постоянной цене для фирмы «Нефть»,​ равной 25 рублям Рис. 37. Кривая спроса для конкурирующих компаний при постоянной цене для фирмы «Нефть»,​ равной 25 рублям
Строка 39: Строка 39:
 Таким образом,​ в случае если фирма «Нефть» придерживается цены 25 руб. за литр, фирме «Ойл» выгодно установить меньшую цену, а в случае,​ если цена фирмы «Нефть» 18,7 руб. за литр - то большую. Очевидно,​ существует цена, при которой фирме «Ойл» выгодно установить ту же цену, что и у фирмы «Нефть». Поскольку обе фирмы в нашем примере аналогичны как с точки зрения спроса на их продукцию,​ так и с точки зрения переменных издержек,​ та же цена будет оптимальной и для фирмы «Нефть». Обратим внимание,​ что для достижения такой ситуации не требуется картельный сговор. В нашем примере ценой, устраивающей обоих конкурентов,​ будет 22 руб. за литр (см. Рис. 38). Таким образом,​ в случае если фирма «Нефть» придерживается цены 25 руб. за литр, фирме «Ойл» выгодно установить меньшую цену, а в случае,​ если цена фирмы «Нефть» 18,7 руб. за литр - то большую. Очевидно,​ существует цена, при которой фирме «Ойл» выгодно установить ту же цену, что и у фирмы «Нефть». Поскольку обе фирмы в нашем примере аналогичны как с точки зрения спроса на их продукцию,​ так и с точки зрения переменных издержек,​ та же цена будет оптимальной и для фирмы «Нефть». Обратим внимание,​ что для достижения такой ситуации не требуется картельный сговор. В нашем примере ценой, устраивающей обоих конкурентов,​ будет 22 руб. за литр (см. Рис. 38).
  
- +{{::​38.jpg?​600|}} ​
  
 Рис. 38.Кривая спроса и маржинальная прибыль фирмы «Ойл» (при постоянной цене для фирмы «Нефть» равной 18,7 рублей за литр) Рис. 38.Кривая спроса и маржинальная прибыль фирмы «Ойл» (при постоянной цене для фирмы «Нефть» равной 18,7 рублей за литр)
  
 Пусть обе фирмы изначально торгуют по этой цене. Если одна из фирм (например,​ «Нефть») попытается в этих условиях начать ценовую войну, то у ее конкурента есть выигрышная ценовая стратегия. Фирме «Ойл» следует снижать цену несколько медленнее,​ чем это делает инициатор ценовой войны. Это очевидно из того факта, что при исходной цене оптимальные цены совпадали и равнялись 22 руб. за литр, а при снижении цены инициатором до величины переменных затрат фирме «Ойл» выгоднее торговать по несколько более высокой,​ чем у инициатора,​ цене. Пусть обе фирмы изначально торгуют по этой цене. Если одна из фирм (например,​ «Нефть») попытается в этих условиях начать ценовую войну, то у ее конкурента есть выигрышная ценовая стратегия. Фирме «Ойл» следует снижать цену несколько медленнее,​ чем это делает инициатор ценовой войны. Это очевидно из того факта, что при исходной цене оптимальные цены совпадали и равнялись 22 руб. за литр, а при снижении цены инициатором до величины переменных затрат фирме «Ойл» выгоднее торговать по несколько более высокой,​ чем у инициатора,​ цене.
 +
 +{{::​39.jpg?​600|}}
  
 Рис. 39. Оптимальная цена фирмы «Ойл» в зависимости от цены фирмы «Нефть» Рис. 39. Оптимальная цена фирмы «Ойл» в зависимости от цены фирмы «Нефть»
Строка 66: Строка 68:
 Между тем утверждение о том, что оптимальная цена конкурирующих фирм на некоторую (пусть незначительную) величину ниже оптимальной цены монополиста сделано в предположении одинаковых для монополиста и конкурентов переменных затрат. Однако,​ в случае монополии переменные затраты,​ скорее всего окажутся ниже из-за: Между тем утверждение о том, что оптимальная цена конкурирующих фирм на некоторую (пусть незначительную) величину ниже оптимальной цены монополиста сделано в предположении одинаковых для монополиста и конкурентов переменных затрат. Однако,​ в случае монополии переменные затраты,​ скорее всего окажутся ниже из-за:
  
-    оптовых скидок на большие закупки материалов или товаров;​ +  *     оптовых скидок на большие закупки материалов или товаров;​ 
-    более производительным,​ а следовательно экономически эффективным оборудованием;​ +  ​* ​    более производительным,​ а следовательно экономически эффективным оборудованием;​ 
-    большей производительностью работников;​ +  ​* ​    большей производительностью работников;​ 
-    больших возможностей давления на поставщиков.+  ​* ​    больших возможностей давления на поставщиков.
  
 В нашем примере можно рассмотреть ситуацию,​ когда вместо заправок,​ принадлежащих ВИНК, в городе построены заправки независимых продавцов. Поскольку эти продавцы являются менее крупными покупателями бензина,​ чем ВИНК, весьма вероятно,​ что на них не будет распространяться оптовая скидка. Допустим,​ оптовая закупочная цена для таких заправок будет не 18,7 руб. за литр, а 21 рубль. Легко видеть (Рис. 40), что установившаяся цена при этом будет 26 рублей за литр, вместо 25 у монополиста. В нашем примере можно рассмотреть ситуацию,​ когда вместо заправок,​ принадлежащих ВИНК, в городе построены заправки независимых продавцов. Поскольку эти продавцы являются менее крупными покупателями бензина,​ чем ВИНК, весьма вероятно,​ что на них не будет распространяться оптовая скидка. Допустим,​ оптовая закупочная цена для таких заправок будет не 18,7 руб. за литр, а 21 рубль. Легко видеть (Рис. 40), что установившаяся цена при этом будет 26 рублей за литр, вместо 25 у монополиста.
Строка 97: Строка 99:
 Отсутствие снижения цены после демонополизации британских железных дорог, энергосистемы Калифорнии и РАО ЕЭС не смогло разубедить экономистов в том, что монополизм означает высокие цены, а конкуренция – низкие. Если практика не подтверждает теорию – тем хуже для практики. Отсутствие снижения цены после демонополизации британских железных дорог, энергосистемы Калифорнии и РАО ЕЭС не смогло разубедить экономистов в том, что монополизм означает высокие цены, а конкуренция – низкие. Если практика не подтверждает теорию – тем хуже для практики.
  
- + {{::​40.jpg?​600|}}
  
 Рис. 40. Изменение цены в зависимости от переменных издержек Рис. 40. Изменение цены в зависимости от переменных издержек
Строка 105: Строка 107:
 Пусть начальной является ситуация,​ когда фирма «Нефть» продает свой товар по цене, равной переменным затратам,​ а фирма «Ойл» – по оптимальной в это случае цене 21 руб. за литр. Фирме «Нефть»,​ с точки зрения повышения прибыли,​ выгодно в этом случае повысить цену до той же цены. Однако оптимальная цена для фирмы «Ойл» при этом тоже повысится. Процесс взаимного повышения цены продолжится до тех пор, пока стихийно сложившаяся цена и безо всякого картельного сговора будет примерно равна оптимальной цене монополиста. Этот вывод будет справедлив при увеличении числа конкурентов,​ с той разницей,​ что при большом их числе будет не единая цена, а статистическое распределение,​ имеющее,​ тем не менее, максимум при цене, близкой оптимальной цене монополиста. Пусть начальной является ситуация,​ когда фирма «Нефть» продает свой товар по цене, равной переменным затратам,​ а фирма «Ойл» – по оптимальной в это случае цене 21 руб. за литр. Фирме «Нефть»,​ с точки зрения повышения прибыли,​ выгодно в этом случае повысить цену до той же цены. Однако оптимальная цена для фирмы «Ойл» при этом тоже повысится. Процесс взаимного повышения цены продолжится до тех пор, пока стихийно сложившаяся цена и безо всякого картельного сговора будет примерно равна оптимальной цене монополиста. Этот вывод будет справедлив при увеличении числа конкурентов,​ с той разницей,​ что при большом их числе будет не единая цена, а статистическое распределение,​ имеющее,​ тем не менее, максимум при цене, близкой оптимальной цене монополиста.
  
- + {{::​41_1.jpg?​600|}}
  
 Рис. 41. Процесс увеличения цены при олигополистической конкуренции Рис. 41. Процесс увеличения цены при олигополистической конкуренции