Это старая версия документа!
Метод ценообразования на основе эластичности
Эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на один процент.
Принято выделять следующие значения эластичности:
В работе [2] следующим образом описано поведение продавцов в зависимости от значения эластичности: «Если спрос можно назвать эластичным, продавцам стоит задуматься о снижении цены. Сниженная цена принесет больший объем общего дохода. И такой подход имеет смысл до тех пор, пока нет непропорционального роста издержек по производству и сбыту товара».
Чаще всего при рассуждениях об эластичности исходят из общих соображений. Например, таких: «Без лекарств (хлеба, соли и т.д.) человек обойтись не может, следовательно, спрос на них не эластичен».
Почему, однако, продавец товаров с неэластичным спросом не станет повышать на них цену (если она не регулируется государством)? Ведь повышение цены приносит в этом случае больший доход, чем потери от снижения спроса. Поскольку такие действия в интересах каждого продавца, то разве в свободной продаже могут остаться товары с неэластичным спросом? Ведь цена на них будет повышаться непрерывно, по крайней мере, до тех пор, пока эластичность не станет равной единице.
Более того, можно показать, что и после достижения единичной эластичности продавцу выгодно продолжать повышать цену (подробнее про эластичность)(подробнее про эластичность).
Встречаются утверждения, что даже если сравнение с единицей не показательно, эластичность является важной характеристикой для принятия решений. Она, якобы, позволяет:
Проверим это мнение.
Рис. 1
Предположим, существуют два товара с одинаковой зависимостью спроса от цены]] (в качестве такой зависимости возьмём функцию спроса на моторное масло «Квакер стейт», Рис. 1). Пусть для первого из них переменные затраты составляют 30 центов, для второго – 50 центов. Так как функция спроса одинакова, эластичность спроса для этих товаров совпадает при любом значении цены.
Рис. 2 Маржинальная прибыль от продаж товаров с одинаковой функцией спроса, но разными переменными затратами
На рисунке (Рис. 2) показаны графики маржинальной прибыли, полученные для этих двух товаров. Видно, что для цены 53 цента. в первом случае для достижения наибольшей прибыли цену нужно снижать, а во втором – повышать. Поскольку прямо противоположные действия оптимальны для товаров с одинаковой эластичностью, то можно утверждать, что величина эластичности вообще не может служить основанием для принятия решения по ценообразованию.