Инструменты пользователя

Инструменты сайта


зависимость_спроса_от_цены

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
зависимость_спроса_от_цены [2019/10/11 14:37]
admin
— (текущий)
Строка 1: Строка 1:
-**Зависимость спроса от цены** 
- 
- 
-Ф.Котлер "​Основы маркетинга"​ 
-[[https://​gtmarket.ru/​laboratory/​basis/​5091/​5101|Стр. 360]] 
- 
- 
-//​Методы оценки кривых спроса 
- 
-Большинство фирм так или иначе стремятся проводить замеры изменений спроса. Различия в подходах к замерам диктуются типом рынка. В условиях чистой монополии кривая спроса свидетельствует о том, что спрос на товар обоснован ценой, которую фирма за него запрашивает. Однако с появлением одного или более конкурентов кривая спроса будет меняться в зависимости от того, остаются ли цены конкурентов постоянными или меняются. В данном случае мы будем считать,​ что они остаются неизменными. (О том, что бывает,​ когда цены конкурентов меняются,​ речь пойдет в последующих разделах главы.) Для замера спроса необходимо провести его оценку при разных ценах. На рис. 60 представлена оценка спроса на моторное масло «Квакер стейт». Спрос растет по мере снижения цены с 73 до 38 центов. Однако на уровне 32 центов он начинает падать,​ ибо люди думают,​ что масло слишком дешевое и может нанести ущерб автомобилю. При замере соотношений между ценой и спросом исследователь рынка должен помнить,​ что на спросе могут сказаться,​ помимо цены, и другие факторы. Если фирма «Квакер стейт» одновременно со снижением цены увеличит свой рекламный бюджет,​ мы не сможем установить,​ какая часть увеличения спроса объясняется снижением цены, а какая ― увеличением рекламы. Такое же положение складывается и в предпраздничные дни, когда цены снижаются. Ведь в праздники люди больше путешествуют и покупают больше моторного масла.//​ 
- 
-{{:​spros4.jpg?​400|}} 
-  
- 
-Рис. 1 Кривая спроса на моторное масло «Квакер стейт» в формате,​ предложенном Маршаллом 
- 
-{{:​spros5.jpg?​400|}} 
- 
-Рис. 2 Кривая спроса на моторное масло «Квакер стейт» в стандартном математическом формате 
- 
-  
- 
-График кривой,​ изображенный на рис. 2 имеет существенное отличие от оригинального графика из книги Котлера (рис. 1). 
- 
-Дело в том, что со времен Маршалла у экономистов принято на вертикальную шкалу наносить цену, а на горизонтальную шкалу - объем. Математически это изображение означает,​ что именно цена товара зависит от объема продаж,​ а не наоборот,​ как представлялось бы более логичным. При этом большинство экономистов понимает,​ что кривые спроса изображаются ими не совсем корректно,​ признают эту математическую ошибку,​ но - так уж принято на протяжении многих десятилетий - ошибку не исправляют. 
- 
-Далее традиционно принятый подход к изображению кривой спроса отвергнут,​ как создающий возможность ошибочной интерпретации. В дальнейшем математически и графически имеется в виду зависимость объемов от цены единицы товара. Следует отметить,​ что такой подход к отражению кривой спроса поддерживается и рядом специалистов по маркетингу,​ активно использующих в работах функциональный анализ [4]. 
- 
-В большинстве случаев для кривой спроса характерна обратная зависимость спроса от цены. т.е. чем выше цена, тем ниже спрос. Принимая это, все же упомянем случаи,​ когда такая зависимость,​ возможно,​ не соблюдается. 
- 
-Утверждается,​ что для престижных товаров кривая спроса иногда имеет положительный наклон,​ [2]. Якобы потребители считают более высокую цену показателем более высокого качества или большей желательности товара. При дальнейшем повышении цены зависимость вновь принимает классический характер (эффект Веблена). 
- 
-Реальное существование функции спроса описанного вида вызывает споры среди специалистов. Измерений,​ подтверждающих непрерывный характер функции в этом случае нет. Вполне возможно,​ что существует не одна, а две функции спроса,​ каждая из которых соответствует товару определенного качества. В какой-то момент под воздействием повышения цены и рекламы,​ происходит скачкообразный переход от одной зависимости к другой. 
- 
-Скорее всего, добиться такого результата простым повышением цен невозможно. Зависимость спроса от цены в этом случае не совсем корректна - на ней не отражаются маркетинговые усилия по перепозиционированию товара. 
- 
-Существует,​ однако,​ пример когда зависимость спроса от цены была противоположной классической. В Ирландии в середине XIX века спрос на картофель существенно увеличился при росте цен на него. Это явление получило название "​парадокса Гиффена"​. 
- 
-Результаты,​ приведенные в работе [14] показывают,​ что парадокс Гиффена работает в ограниченных случаях. Среди беднейшего населения беднейшей китайской провинции Хунань повышение цены на рис приводило к росту спроса на него. Но уже среди беднейшего населения провинции Ганьсу однозначного поведения в соответствии с парадоксом Гиффина не отмечалось. Если бы для эксперимента специально не выбиралось бы отдельные группы,​ а измерения проводились бы среди всего населения,​ то наблюдался бы классический характер зависимости спроса от цены. 
- 
-Чтобы возник парадокс Гиффена,​ доля расходов на некачественный товар в бюджете всех потребителей должна быть большой. Это маловероятно при современном ассортименте потребительских благ. Обычно товары Гиффена обнаруживаются в условиях нестабильности (кризисные угрозы,​ нестабильные доходы,​ резкие институциональные изменения и т.п.). Поэтому можно согласиться с мнением,​ что парадокс Гиффена является аномалией,​ учитывать возможность которой при построении регулярной ценовой политики не следует. 
- 
-Условия,​ характерные для каждой из перечисленных ситуаций (вызывающая подозрение низкая цена, престижное ценообразование,​ парадокс Гиффина) достаточно уникальны для того, чтобы не рассматривать их как типичные. Напомним,​ кроме того, что мы изначально предположили рациональное поведение экономических субъектов. Поэтому,​ во всех дальнейших рассуждениях мы будем предполагать классический характер зависимости спроса от цены – т.е. снижение спроса с увеличением цены. 
  
зависимость_спроса_от_цены.1570793862.txt.gz · Последние изменения: 2019/11/20 19:30 (внешнее изменение)