Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия | ||
авиация:шфдмс [2023/06/13 05:36] admin |
авиация:шфдмс [2023/10/31 10:47] (текущий) admin |
||
---|---|---|---|
Строка 28: | Строка 28: | ||
- | Первый опытный самолёт переделали в **Ил-96М**, поставив на него американские PW-2037 и удлинив фюзеляж. Его даже сертифицировали в США. Но на этом всё и закончилось, что было, как мы сегодня понимаем, неизбежно. | + | Первый опытный самолёт переделали в **Ил-96М** (или Ил-96-400), поставив на него американские PW-2037 и удлинив фюзеляж. Его даже сертифицировали в США. Но на этом всё и закончилось, что было, как мы сегодня понимаем, неизбежно. |
{{:авиация:259492.jpg?600|}} | {{:авиация:259492.jpg?600|}} | ||
- | //**Ил-86-400 с PW-2037**// | + | //**Ил-96-400 с PW-2037**// |
Строка 45: | Строка 45: | ||
- | {{:авиация:ил96-400.jpg?600|}} | + | {{:авиация:wkim4342vtc.jpg?600|}} |
**//Ил-96-400М//** | **//Ил-96-400М//** | ||
Строка 78: | Строка 78: | ||
//**Ил-96-550**// | //**Ил-96-550**// | ||
- | А теперь - о перспективах отечественных ШФДМС. Россия участвовала в совместном с Китаем проекте **C929**. Предполагалось, что Россия, основываясь на опыте создания крыла МС-21, разработает и будет производить композитное крыло нового самолёта, Китай - фюзеляж и окончательную сборку. Двигатели предполагаются западные, но в качестве варианта для российских авиакомпаний - ПД-35. | + | Важнее оценить перспективы этого самолёта. Какой смысл делать новую модель, если в программе развития авиапрома до 2030 года серийный выпуск её не предусматривается? Для спецотряда Воронеж выпускает в год 1-2 Ил-96-300, и этого вполне достаточно. Здесь же идёт речь о повышении пассажировместимости с 300 мест до 435. Госструктурам такой большой самолёт не нужен, а авиакомпании не возьмут самолёт, выпуск которого запланирован в единственном экземпляре. |
- | Однако возникли два вопроса. Во-первых - как делить прибыль. Наши хотят при равных вложениях делить прибыль пополам. Китайцы же предлагают разделить рынки - себе взять внутрикитайский, а России предложить продавать во всём остальном мире (включая, естественно, российский). Естественно, нас такой расклад не устраивает. | + | Новый самолёт нужно испытывать и сертифицировать. Между тем есть проект той же размерности и дальности. В 2014 году Путин и Си подписали соглашение о совместной разработке широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR-929. |
- | Вторая же проблема гораздо важнее, и может вообще загубить проект. Россия, обложенная санкциями, предлагала использовать в самолёте, прежде всего, оборудование участников проекта - то есть российское и китайское, даже если оно обеспечивает не столь высокие характеристики, как лучшие мировые образцы. Китайцы же настаивают на равном состязании производителей оборудования. | + | |
+ | Поставки серийных самолётов заказчикам планировались ориентировочно в 2026—2027 годах | ||
+ | |||
+ | Предполагалось, что Россия, основываясь на опыте создания крыла МС-21, разработает и будет производить композитное крыло нового самолёта, Китай - фюзеляж и окончательную сборку. Двигатели предполагаются западные, но в качестве варианта для российских авиакомпаний - ПД-35. | ||
+ | |||
+ | 6 июня 2018 года было заявлено о согласовании общего вида. | ||
Строка 89: | Строка 94: | ||
**//C929//** | **//C929//** | ||
- | Совместный с Китаем проект дальнемагистрального широкофюзеляжника. Первый полёт намечен на 2026 год, с 2028 года серийный выпуск. Двигатели - западные, в качестве варианта разрабатываемый ПД-35. Композитное крыло. По планам предполагается выпускать до 50 самолётов в год. В производстве будут задействованы российские авиапредприятия, окончательная сборка - в Шанхае. | + | Китайцы выставляли на China Airshow, а потом на МАКС-21 полномасштабный пластиковый макет носовой части самолёта с салоном. |
+ | |||
+ | {{:авиация:1602750758_475.jpg?600|}} | ||
+ | |||
+ | **Премьера макета на China Airshow** | ||
+ | |||
+ | В сентябре 2021 корпорация COMAC заявила о начале сборки первого образец самолёта (что как бы подразумевает, что основные системы и агрегаты определены). | ||
+ | |||
+ | Через два месяца «АэроКомпозит» объявил о начале изготавливание прототипов композитного крыла для CR929. | ||
+ | |||
+ | 15 сентября 2022 китайцы объявили о начале эскизного проектирования самолёта (в таком случае непонятно, о какой "сборке" они говорили за год до того). | ||
+ | |||
+ | И тогда же, в 2022 были озвучены противоречия между сторонами. | ||
+ | |||
+ | Во-первых - как делить прибыль. Наши хотят при равных вложениях делить прибыль пополам. Китайцы же предлагают разделить рынки - себе взять внутрикитайский, а России предложить продавать во всём остальном мире (включая, естественно, российский). Китайский рынок новых самолётов до 2045-го года оценивался в 1200 самолётов, российский - в 100. С учётом импортозамещения западных ШФДМС, России требуется около 200 самолётов. На прочие рынки, занятые Боингом и Эрбасом, продвинуться довольно сложно. | ||
+ | |||
+ | Во-вторых, Россия предлагала использовать в самолёте, прежде всего, оборудование участников проекта - то есть российское и китайское, даже если оно обеспечивает не столь высокие характеристики, как лучшие мировые образцы. Китайцы же настаивают на равном состязании производителей оборудования. | ||
+ | |||
+ | Видимо, на уровне руководства китайского авиапрома пока нет понимания, что «Сейчас идут перемены, которых не было в течение ста лет. Когда мы вместе, то мы двигаем эти перемены» (Си Цзиньпин). Напротив, есть вера в то, что «партнёры» будут выполнять свои обязательства и своими руками будут выращивать конкурента Эрбасу и Боингу. | ||
+ | |||
+ | Впрочем, они не одиноки в таких иллюзиях - если бы МС-21 хотя бы с середины 2010-х годов переориентировался с «лучших мировых образцов» на отечественные, то дела с ним пошли бы быстрее. | ||
+ | |||
+ | Понятно, что самолёт с западным оборудованием Россию не устраивает - поставщики просто не разрешат его у нас использовать. | ||
+ | |||
+ | Итак Россия не может использовать самолёт в том виде, в каком его собирается строить Китай. Если строить самолёт самому, то вряд ли получится продать больше 200 штук. Точка безубыточности при самостоятельной постройке с нуля 250-300 штук. Ил-96 не интересен авиакомпаниям ни в каком виде. | ||
+ | |||
+ | Тем не менее работы по ШФДМС идут полным ходом. | ||
+ | |||
+ | В апреле этого года Экспериментально-опытный завод (ЭОЗ) Московского авиационного института успешно завершил изготовление и отгрузку деталей для прототипа кессона крыла широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929 для статического образца, который будет проходить испытания в ЦАГИ. В ЦАГИ же строят новый большой корпус, видимо для прочностных испытаний полномасштабного крыла. | ||
+ | |||
+ | Газогенератор ПД-35 испытывается с конца 2021. Под Пермью строится стенд для испытаний целого мотора. Разработка ПД-35, сдвинулась из-за потребности в одновременной разработке и доводке многих других двигателях (ПД-8, ПД-14, ВК-800, ВК-650, ВК-1600, ТВ7-117), но не закрыта, и, по окончанию аврала будет закончена. | ||
+ | |||
+ | Почему тратятся ресурсы на этот проект, и какой выход будет из ситуации с CR-929? | ||
+ | |||
+ | Судя по заявлениям, Россия хочет перейти в проекте CR-929 из акционеров в поставщики (конкретно, поставщики крыла, но, возможно и другого оборудования). Одновременно, становясь поставщиком, Россия снимает с себя обязанности не развивать конкурирующие проекты. | ||
+ | |||
+ | Возможно, ставка будет сделана на самолёт с композитным крылом, разработанным в рамках проекта CR-929 (возможно, несколько модифицированным), российским оборудованием (унифицированным с оборудованием МС-21), двумя двигателями ПД-35 и алюминиевым фюзеляжем на базе Ил96-400М. | ||
+ | |||
+ | Фюзеляж Ил-96 освоен в производстве, обладает высоким весовым совершенством, да и в целом, применение композитов в фюзеляже не даёт существенного выигрыша. Китайцы подрядили на проектирование композитного фюзеляжа итальянцев из Леонардо, но получится ли им сделать удачную конструкцию - неизвестно (и в этом ещё один риск китайского проекта). Траты на разработку фюзеляжа не потребуются - значит, точка безубыточности снижается. | ||
+ | |||
+ | Затраты на разработку и освоение производства крыла размажется на крупную серию (если всё-таки китайский проект будет успешным, и его не подрежут санкциями). | ||
+ | |||
+ | Двигатель делается с прицелом на ПАК ТА - семейство сверхтяжёлых транспортных самолётов на замену Ан-124, и, в дефорсированном варианте - для ремоторизации самих Русланов. Опять же крупносерийность позволяет снижать затраты. | ||
+ | |||
+ | По словам Мантурова, создание отечественного ШФДМС запланировано на 2028-2030 годы. Но, помимо прочего в том же интервью Мантуров сказал, что ЦАГИ ведет НИР по новой широкофюзеляжной машине, с размещением двигателей не под крылом, как в классической версии. Где-то в 2027–2028 году должны получить демонстратор технологий, а потом уже пойти в ОКР (опытно-конструкторские работы). Видимо, эта модель в АДТ - как раз проработка этой темы: | ||
+ | |||
+ | {{:авиация:f271d4efcf3d47b88d61bf231efe5d19.jpg?600|}} | ||
+ | |||
+ | Мне кажется, что использовать задел Ил-96 гораздо рациональнее, чем строить новый самолёт. | ||
+ | |||
+ | В Ле Бурже COMAC представил «COMAC Wide-Body» (Широкофюзеляжный самолёт COMAC), внешне ничем не отличимый от CR-929 (который на выставке не представлен). Реализация ожидается в начале 2030-х годов. | ||
+ | |||
+ | {{:авиация:photo_2023-06-20_12-10-44_2_large.jpg?600|}} | ||