Инструменты пользователя

Инструменты сайта


авиация:шфдмс

Это старая версия документа!


Широкофюзеляжные дальнемагистральные

В середине 70-х в СССР был создан первый широкофюзеляжный самолёт Ил-86. Но дальность его была лишь 3000 км, что во-первых, не давало возможности летать на Дальний Восток и через океан. Поэтому было решено на его базе создавать Ил-86Д с дальностью 9000, который должен был отличаться, во-первых, увеличенной площадью крыла (при той же стреловидности), и во-вторых, более мощными и экономичными двигателями. В остальном самолёт должен был быть полностью унифицированным с Ил-86, включая систему «багаж с собой».

В качестве двигателя планировался НК-56 тягой 18 тонн.

Но в конце 70-х начали активно применяться сверхкритические профили, и проект был кардинально переработан. Появился первый вариант с названием Ил-96 со сверхкритическим крылом меньшей, чем у Ил-86 стреловидностью и Т-образном оперением.

Однако во-первых, оказалось, что на основе прогресса в материалах, в электронике и аэродинамике можно сделать гораздо лучшую конструкцию.

А, во-вторых, МАП принял очень неоднозначное решение - делать Ил-96 и Ту-204 с одинаковым двигателем. НК-56 был для этого слишком тяжёлым, и имел излишнюю тягу. Его конкурент - пермский проект Д-90 имел тягу 13,5 тонн, и для Ил-96 не годился от слова совсем (да и на Ту-204 их предполагалось три штуки, два под крылом и один в хвосте). Но у руководства МАП и Кузнецова был конфликт. И Д-90 (потом стал ПС-90) начали форсировать. Удалось разогнать до 16 тонн. Но с такими двигателями пришлось урезать пассажировместимость до 300, что сразу делало наш широкофюзеляжник неконкурентным. Для сравнения - А-340, в зависимости от версии мог перевозить от 375 до 475 пассажиров. В таком виде Ил-96-300 и взлетел в 1988 году.

Штучно (1-2 штуки в год) Ил-96-300 сейчас производится в Воронеже для президентского авиаотряда (вариант Ил-96-300ПУ, пункт управления) и иногда для стран-изгоев.

Ил-96-300

Ил-96-300ПУ

Но когда двигатель форсируют - это создаёт множество проблем с надёжностью. Довести надёжность можно в процессе эксплуатации, если двигателей используют сотни. Но ПС-90 (а вместе с ним Ту-204 и Ил-96) не повезло родится на переломе эпох. И проблемы с двигателями мешали нормальной эксплуатации самолётов. А проблемные самолёты не пользовались популярностью у авиакомпаний, и не позволяли отладить двигатели. Получался замкнутый круг. Забегая вперёд скажу, что для ПС-90 этот круг разорвать удалось - во многом благодаря тому, что сделанный на его сонове газоперкачивающий агрегат сотнями ставили на трубпроводы.

Но в начале 90-х проблема с надёжностью стояла в полный рост. Зато была наивная идея, что добрые западные партнёры пустят нас на свои рынок, и проблему с двигателями тоже помогут решить.

Первый опытный самолёт переделали в Ил-96М, поставив на него американские PW-2037 и удлинив фюзеляж. Его даже сертифицировали в США. Но на этом всё и закончилось, что было, как мы сегодня понимаем, неизбежно.

Ил-86-400 с PW-2037

В начале 2000-х на этом самолёте американские двигатели заменили на НК-86 - ПОЯВИЛСЯ Ил-86-400, первый под этим обозначением.

Ил-86-400 с НК-86

Затем на него были установлены ПД90А1 с тягой 17,4 тонны. Однако к тому времени было уже понятно, что авиакомпании не будут возить на Иле пассажиров. Было решено сделать хотя бы грузовую версию. Пара транспортных Ил-96 сейчас поднимают с хранения, чтобы заменить западные самолёты в грузовых перевозках.

Ил-96-400Т

Наконец, когда на страну начали накладывать санкции (ещё до СВО) начали прорабатывать пассажирский вариант Ил-96-400, с теми же двигателями ПД90А1, что и на Ил-96-400Т.

Ил-96-400

Будущее этого проекта зависит от интереса авиакомпаний (т.е. от выхода из эксплуатации западных ШФДМС), а так же от перспектив CR-929 (см. далее). Если же интерес авиакомпаний так и не появится - что ж, будут строить для президентского отряда, для стран-изгоев (число которых растёт) и транспортные варианты. Большой заказ возможен от военных, если они заинтересуются этим самолётом в качестве заправщика.

Ну, и прежде чем перейти к перспективам российских ШФДМС - про экзотические проекты.

Ил-96-500Т - для воздушной перевозки элементов ракет «Ангара» на космодром «Восточный».

Ил-96-500Т

C929

Совместный с Китаем проект дальнемагистрального широкофюзеляжника. Первый полёт намечен на 2026 год, с 2028 года серийный выпуск. Двигатели - западные, в качестве варианта разрабатвываемый ПД-35. Композитное крыло. По планам предполагается выпускать до 50 самолётов в год. В производстве будут задействованы российские авиапредприятия, окончательная сборка - в Шанхае.

авиация/шфдмс.1686166106.txt.gz · Последние изменения: 2023/06/07 22:28 — admin