Инструменты пользователя

Инструменты сайта


авиация:шфдмс

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
авиация:шфдмс [2023/06/07 05:45]
admin
авиация:шфдмс [2023/10/31 10:47] (текущий)
admin
Строка 3: Строка 3:
 В середине 70-х в СССР был создан первый широкофюзеляжный самолёт Ил-86. Но дальность его была лишь 3000 км, что во-первых,​ не давало возможности летать на Дальний Восток и через океан. Поэтому было решено на его базе создавать **Ил-86Д** с дальностью 9000, который должен был отличаться,​ во-первых,​ увеличенной площадью крыла (при той же стреловидности),​ и во-вторых,​ более мощными и экономичными двигателями. В остальном самолёт должен был быть полностью унифицированным с Ил-86, включая систему "​багаж с собой"​. В середине 70-х в СССР был создан первый широкофюзеляжный самолёт Ил-86. Но дальность его была лишь 3000 км, что во-первых,​ не давало возможности летать на Дальний Восток и через океан. Поэтому было решено на его базе создавать **Ил-86Д** с дальностью 9000, который должен был отличаться,​ во-первых,​ увеличенной площадью крыла (при той же стреловидности),​ и во-вторых,​ более мощными и экономичными двигателями. В остальном самолёт должен был быть полностью унифицированным с Ил-86, включая систему "​багаж с собой"​.
  
-В качестве ​двигателя планировался НК-56 тягой 18 тонн.+Взлётный ​вес и дальность предполагалось увеличить за счёт использования НК-56 тягой 18 тонн ​вместо НК-86 тягой 13 тонн у Ил-86.
  
-Но в конце 70-х начали активно применяться сверхкритические профили,​ и проект был кардинально переработан. Появился первый вариант с названием Ил-96 со сверхкритическим крылом меньшей,​ чем у Ил-86 стреловидностью и Т-образном оперением.+Но в конце 70-х начали активно применяться сверхкритические профили,​ и проект был кардинально переработан. Появился первый вариант с названием Ил-96 со сверхкритическим крылом меньшей,​ чем у Ил-86стреловидностью и Т-образном оперением.
  
 Однако во-первых,​ оказалось,​ что на основе прогресса в материалах,​ в электронике и аэродинамике можно сделать гораздо лучшую конструкцию. Однако во-первых,​ оказалось,​ что на основе прогресса в материалах,​ в электронике и аэродинамике можно сделать гораздо лучшую конструкцию.
  
-А, во-вторых,​ МАП принял очень неоднозначное решение - делать Ил-96 и Ту-204 с одинаковым двигателем. НК-56 был для ​этого ​слишком тяжёлым,​ и имел излишнюю тягу. Его конкурент - пермский проект Д-90 имел тягу 13,5 тонн, и для Ил-96 не годился от слова совсем (да и на Ту-204 их предполагалось три штуки, два под крылом и один в хвосте). Но у руководства МАП и Кузнецова был конфликт. И Д-90 (потом стал ПС-90) начали форсировать. Удалось разогнать до 16 тонн. ​+А, во-вторых,​ МАП принял очень неоднозначное решение - делать Ил-96 и Ту-204 с одинаковым двигателем. НК-56 был для ​Ту-204 ​слишком тяжёлым,​ и имел излишнюю тягу. Его конкурент - пермский проект Д-90 имел тягу 13,5 тонн, и для Ил-96 не годился от слова совсем (да и на Ту-204 их предполагалось три штуки, два под крылом и один в хвосте). Но у руководства МАП и Кузнецова был конфликт. И Д-90 (потом стал ПС-90) начали форсировать. Удалось разогнать до 16 тонн. ​
 Но с такими двигателями пришлось урезать пассажировместимость до 300, что сразу делало наш широкофюзеляжник неконкурентным. Для сравнения - А-340, в зависимости от версии мог перевозить от 375 до 475 пассажиров. В таком виде Ил-96-300 и взлетел в 1988 году. Но с такими двигателями пришлось урезать пассажировместимость до 300, что сразу делало наш широкофюзеляжник неконкурентным. Для сравнения - А-340, в зависимости от версии мог перевозить от 375 до 475 пассажиров. В таком виде Ил-96-300 и взлетел в 1988 году.
  
-Штучно (1-2 штуки в год) **Ил-96-300** сейчас производится в Воронеже для президентского авиаотряда (вариант Ил-96-300ПУ,​ пункт управления) и иногда для стран-изгоев. ​+Штучно (1-2 штуки в год) **Ил-96-300** сейчас производится в Воронеже для президентского авиаотряда (вариант Ил-96-300ПУ,​ пункт управления) и иногда для стран-изгоев. Это позволяет,​ в частности сохранить компетенции в производстве широкофюзеляжных самолётов - которые имеют, кроме нас, только США и объединённая Европа
  
  
Строка 23: Строка 23:
 **//​Ил-96-300ПУ//​** **//​Ил-96-300ПУ//​**
  
-Но когда двигатель форсируют - это создаёт множество проблем с надёжностью. Довести надёжность можно в процессе эксплуатации,​ если двигателей используют сотни. Но ПС-90 (а вместе с ним Ту-204 и Ил-96) не повезло родится на переломе эпох. И проблемы с двигателями мешали нормальной эксплуатации самолётов. А проблемные самолёты не пользовались популярностью у авиакомпаний,​ и не позволяли отладить двигатели. Получался замкнутый круг. Забегая вперёд скажу, что для ПС-90 этот круг разорвать удалось - во многом благодаря тому, что сделанный на его ​сонове газоперкачивающий агрегат сотнями ставили на трубпроводы.+Но когда двигатель форсируют - это создаёт множество проблем с надёжностью. Довести надёжность можно в процессе эксплуатации,​ если двигателей используют сотни. Но ПС-90 (а вместе с ним Ту-204 и Ил-96) не повезло родится на переломе эпох. И проблемы с двигателями мешали нормальной эксплуатации самолётов. А проблемные самолёты не пользовались популярностью у коммерческих ​авиакомпаний,​ и не позволяли отладить двигатели. Получался замкнутый круг. Забегая вперёд скажу, что для ПС-90 этот круг разорвать удалось - во многом благодаря тому, что сделанный на его основе газоперкачивающий агрегат сотнями ставили на трубопроводы.
  
 Но в начале 90-х проблема с надёжностью стояла в полный рост. Зато была наивная идея, что добрые западные партнёры пустят нас на свои рынок, и проблему с двигателями тоже помогут решить. Но в начале 90-х проблема с надёжностью стояла в полный рост. Зато была наивная идея, что добрые западные партнёры пустят нас на свои рынок, и проблему с двигателями тоже помогут решить.
 +
 +
 +Первый опытный самолёт переделали в **Ил-96М** (или Ил-96-400),​ поставив на него американские PW-2037 и удлинив фюзеляж. Его даже сертифицировали в США. Но на этом всё и закончилось,​ что было, как мы сегодня понимаем,​ неизбежно.
  
 {{:​авиация:​259492.jpg?​600|}} {{:​авиация:​259492.jpg?​600|}}
  
-Первый опытный самолёт переделали в Ил-96М, поставив на него американские ​PW-2037 ​и удлинив фюзеляж. Его даже сертифицировали в США. Но на этом всё и закончилось,​ что было, как мы сегодня понимаем,​ неизбежно.+//**Ил-96-400 с PW-2037**//
  
-В начале 2000-х на этом самолёте американские двигатели заменили на НК-86 - ПОЯВИЛСЯ Ил-86-400,​ первый под этим обозначением. 
  
-{{:авиация:il-86.jpg?600|}}+Затем на этот самолёт были установлены ПД90А1 с тягой 17,4 тонны. Однако к тому времени было уже понятно,​ что ​авиакомпании не будут возить на Иле пассажиров. Было решено сделать хотя бы грузовую версию. Пара транспортных Ил-96 сейчас поднимают с хранения,​ чтобы заменить западные самолёты в грузовых перевозках.
  
-Затем на него были установлены ПД90А1 с тягой 17,4 тонны. 
  
 +{{:​авиация:​photo_2023-05-30_20-57-10.jpg?​600|}}
  
 +//​**Ил-96-400Т**//​
 +
 +Наконец,​ когда на страну начали накладывать санкции (ещё до СВО) начали прорабатывать пассажирский вариант **Ил-96-400** (он же Ил-96-400М),​ с двигателями ПД90А3 тягой 17,5 тонн. С точки зрения двигатель это был возврат к исходному проекту,​ на новом техническом уровне.
 +
 +
 +{{:​авиация:​wkim4342vtc.jpg?​600|}}
 +
 +**//​Ил-96-400М//​**
 +
 +Будущее этого проекта зависит от интереса авиакомпаний (т.е. от выхода из эксплуатации западных ШФДМС),​ а так же от перспектив CR-929 (см. далее). Если же интерес авиакомпаний так и не появится - что же, будут строить для президентского отряда,​ для стран-изгоев (число которых растёт) и транспортные варианты. Большой заказ возможен от военных,​ если они заинтересуются этим самолётом в качестве заправщика.
 +
 +Ну, и прежде чем перейти к перспективам российских ШФДМС - про экзотические проекты.
 +
 +Ил-96-500Т - для воздушной перевозки элементов ракет «Ангара» на космодром «Восточный».
 +
 +
 +{{:​авиация:​field_image_bezymyannyy_5.jpg?​600|}}
 +
 +**//​Ил-96-500Т//​**
 +
 +Большой интерес у ильюшенцев вызывала перспектива установки на Ил-96 виновинтеляторных двигателей НК-93.
 +
 +{{:​авиация:​p1020424.jpg?​600|}}
 +
 +//**НК-93 на ЛЛ Ил-76**//
 +
 +Рассматривался вариант Ил-96 с двумя двигателями НК-93.
  
 {{:​авиация:​orig.jpg?​600|}} {{:​авиация:​orig.jpg?​600|}}
  
 +**//​Макет Ил-96 с НК-93//**
 +
 +и **Ил-96-550** - двухэтажный самолёт на 600 пассажиров с четырьмя двигателями НК-93.
 +
 +{{:​авиация:​2019-04-24-il96-1.jpg?​600|}}
 +
 +//​**Ил-96-550**//​
 +
 +Важнее оценить перспективы этого самолёта. Какой смысл делать новую модель,​ если в программе развития авиапрома до 2030 года серийный выпуск её не предусматривается?​ Для спецотряда Воронеж выпускает в год 1-2 Ил-96-300,​ и этого вполне достаточно. Здесь же идёт речь о повышении пассажировместимости с 300 мест до 435. Госструктурам такой большой самолёт не нужен, а авиакомпании не возьмут самолёт,​ выпуск которого запланирован в единственном экземпляре.
 +
 +Новый самолёт нужно испытывать и сертифицировать. Между тем есть проект той же размерности и дальности. В 2014 году Путин и Си подписали соглашение о совместной разработке широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR-929. ​
 +
 +Поставки серийных самолётов заказчикам планировались ориентировочно в 2026—2027 годах
 +
 +Предполагалось,​ что Россия,​ основываясь на опыте создания крыла МС-21, разработает и будет производить композитное крыло нового самолёта,​ Китай - фюзеляж и окончательную сборку. Двигатели предполагаются западные,​ но в качестве варианта для российских авиакомпаний - ПД-35.
 +
 +6 июня 2018 года ​ было заявлено о согласовании общего вида.
  
-{{:​авиация:​ил96-400.jpg?​600|}} 
  
-//C929// 
  
 {{::​1517471371_cr929-rusia-china-777x437.jpg?​600|}} {{::​1517471371_cr929-rusia-china-777x437.jpg?​600|}}
  
 +**//​C929//​**
 +
 +Китайцы выставляли на China Airshow, а потом на МАКС-21 полномасштабный пластиковый макет носовой части самолёта с салоном.
 +
 +{{:​авиация:​1602750758_475.jpg?​600|}}
 +
 +**Премьера макета на China Airshow**
 +
 +В сентябре 2021 корпорация COMAC заявила о  начале сборки первого образец самолёта (что как бы подразумевает,​ что основные системы и агрегаты определены).
 +
 +Через два месяца «АэроКомпозит» объявил о начале изготавливание прототипов композитного крыла для CR929.
 +
 +15 сентября 2022 китайцы объявили о начале эскизного проектирования самолёта (в таком случае непонятно,​ о какой "​сборке"​ они говорили за год до того).
 +
 +И тогда же, в 2022 были озвучены противоречия между сторонами.
 +
 + ​Во-первых - как делить прибыль. Наши хотят при равных вложениях делить прибыль пополам. Китайцы же предлагают разделить рынки - себе взять внутрикитайский,​ а России предложить продавать во всём остальном мире (включая,​ естественно,​ российский). Китайский рынок новых самолётов до 2045-го года оценивался в 1200 самолётов,​ российский - в 100. С учётом импортозамещения западных ШФДМС, России требуется около 200 самолётов. На прочие рынки, занятые Боингом и Эрбасом,​ продвинуться довольно сложно.
 +
 +Во-вторых,​ Россия предлагала использовать в самолёте,​ прежде всего, оборудование участников проекта - то есть российское и китайское,​ даже если оно обеспечивает не столь высокие характеристики,​ как лучшие мировые образцы. Китайцы же настаивают на равном состязании производителей оборудования.
 +
 +Видимо,​ на уровне руководства китайского авиапрома пока нет понимания,​ что «Сейчас идут перемены,​ которых не было в течение ста лет. Когда мы вместе,​ то мы двигаем эти перемены» (Си Цзиньпин). Напротив,​ есть вера в то, что «партнёры» будут выполнять свои обязательства и своими руками будут выращивать конкурента Эрбасу и Боингу.
 +
 +Впрочем,​ они не одиноки в таких иллюзиях - если бы МС-21 хотя бы с середины 2010-х годов переориентировался с «лучших мировых образцов» на отечественные,​ то дела с ним пошли бы быстрее.
 +
 +Понятно,​ что самолёт с западным оборудованием Россию не устраивает - поставщики просто не разрешат его у нас использовать.
 +
 +Итак Россия не может использовать самолёт в том виде, в каком его собирается строить Китай. Если строить самолёт самому,​ то вряд ли получится продать больше 200 штук. Точка безубыточности при самостоятельной постройке с нуля 250-300 штук. Ил-96 не интересен авиакомпаниям ни в каком виде.
 +
 +Тем не менее работы по ШФДМС идут полным ходом. ​
 +
 +В апреле этого года Экспериментально-опытный завод (ЭОЗ) Московского авиационного института успешно завершил изготовление и отгрузку деталей для прототипа кессона крыла широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929 для статического образца,​ который будет проходить испытания в ЦАГИ. В ЦАГИ же строят новый большой корпус,​ видимо для прочностных испытаний полномасштабного крыла.
 +
 +Газогенератор ПД-35 испытывается с конца 2021. Под Пермью строится стенд для испытаний целого мотора. Разработка ПД-35, сдвинулась из-за потребности в одновременной разработке и доводке многих других двигателях (ПД-8, ПД-14, ВК-800, ВК-650, ВК-1600, ТВ7-117), но не закрыта,​ и, по окончанию аврала будет закончена.
 +
 +Почему тратятся ресурсы на этот проект,​ и какой выход будет из ситуации с CR-929?
 +
 +Судя по заявлениям,​ Россия хочет перейти в проекте CR-929 из акционеров в поставщики (конкретно,​ поставщики крыла, но, возможно и другого оборудования). Одновременно,​ становясь поставщиком,​ Россия снимает с себя обязанности не развивать конкурирующие проекты.
 +
 +Возможно,​ ставка будет сделана на самолёт с композитным крылом,​ разработанным в рамках проекта CR-929 (возможно,​ несколько модифицированным),​ российским оборудованием (унифицированным с оборудованием МС-21), двумя двигателями ПД-35 и алюминиевым фюзеляжем на базе Ил96-400М.
 +
 +Фюзеляж Ил-96 освоен в производстве,​ обладает высоким весовым совершенством,​ да и в целом, применение композитов в фюзеляже не даёт существенного выигрыша. Китайцы подрядили на проектирование композитного фюзеляжа итальянцев из Леонардо,​ но получится ли им сделать удачную конструкцию - неизвестно (и в этом ещё один риск китайского проекта). Траты на разработку фюзеляжа не потребуются - значит,​ точка безубыточности снижается.
 +
 +Затраты на разработку и освоение производства крыла размажется на крупную серию (если всё-таки китайский проект будет успешным,​ и его не подрежут санкциями).
 +
 +Двигатель делается с прицелом на ПАК ТА - семейство сверхтяжёлых транспортных самолётов на замену Ан-124, и, в дефорсированном варианте - для ремоторизации самих Русланов. Опять же крупносерийность позволяет снижать затраты.
 +
 +По словам Мантурова,​ создание отечественного ШФДМС запланировано на 2028-2030 годы. Но, помимо прочего в том же интервью Мантуров сказал,​ что ЦАГИ ведет НИР по новой широкофюзеляжной машине,​ с размещением двигателей не под крылом,​ как в классической версии. Где-то в 2027–2028 году должны получить демонстратор технологий,​ а потом уже пойти в ОКР (опытно-конструкторские работы). Видимо,​ эта модель в АДТ - как раз проработка этой темы:
 +
 +{{:​авиация:​f271d4efcf3d47b88d61bf231efe5d19.jpg?​600|}}
 +
 +Мне кажется,​ что использовать задел Ил-96 гораздо рациональнее,​ чем строить новый самолёт.
 +
 +В Ле Бурже COMAC представил «COMAC Wide-Body» (Широкофюзеляжный самолёт COMAC), внешне ничем не отличимый от CR-929 (который на выставке не представлен). Реализация ожидается в начале 2030-х годов. ​
  
-Совместный с Китаем проект дальнемагистрального широкофюзеляжника. Первый полёт намечен на 2026 год, с 2028 года серийный выпуск. Двигатели ​западные,​ в качестве варианта разрабатвываемый ПД-35. Композитное крыло. По планам предполагается выпускать до 50 самолётов в год. В производстве будут задействованы российские авиапредприятия,​ окончательная сборка ​в Шанхае.+{{:авиация:photo_2023-06-20_12-10-44_2_large.jpg?600|}}
  
авиация/шфдмс.1686105930.txt.gz · Последние изменения: 2023/06/07 05:45 — admin