ВК-800С

Разработка ВК-800В в версии для установки на вертолетах стартовала в начале 2000-х годов. На протяжении длительного времени финансирование проекта велось за счет собственных средств компании. Испытания двигателя ВК-800В на стенде начались в 2008 г.. Однако результат получился неудовлетворительный, проект был заморожен.

Между тем в том же году любопытные события разворачивались в Чехии. Завод Let Kunovice с 60-х годов выпускал 19-местный самолёт L-410, причём основным покупателем был СССР.

В 1990-х годах, после распада СССР и СЭВ, спрос на Л-410 упал, и темп их производства снизился более чем в 10 раз (с 50 машин в год до 2—5). Завод несколько раз менял собственников и проходил процедуру банкротства. В 2005 году завод после очередного банкротства приобретен компанией Aircraft Industries. Ситуация значительно улучшилась с 2008 года, когда 51% акций Aircraft Industries купило российское ОАО «Уральская горно-металлургическая компания». В 2009—2013 годах выпущено 60 самолётов, в 2015 году -20.

В сентябре 2013 года УГМК купила еще 49% акций компании Aircraft Industries. Таким образом, УГМК стала единственным собственником Aircraft Indistries, доведя свой пакет акций до 100%. Россия стала основным покупателем самолётов Let Kunovice.

В 2016 на Уральском заводе гражданской авиации» (УЗГА) началось строительство цеха по сборке Л-410.

Фюзеляж, крылья и оперение изготавливались в Чехии, потом автотранспортом доставлялись на Урал.

Там самолёт собирался, на него устанавливалось оборудование, как стандартное, так и по пожеланию заказчика.

Оборудование было локализовано. В тот же период была поставлена задача по локализации двигателей. В качестве основы была выбран заброшенный проект климовского КБ. Права на разработку были выкуплены УЗГА.

На статической стоянке МАКС-2019 демонстрировался самолет L-410UVP-E20, у которого вместо правого штатного двигателя H80 компании GE Aviation Chech установлен натурный макет отечественного ТВД ВК-800С.

На выставке сотрудники УЗГА делились планами начать лётные испытания двигателя в течении года. Однако и самолётный вариант ВК-800С не оправдал ожиданий.

Тогда УЗГА пошёл на кардинальную переделку «климовского» ВК-800. Для этого была нанята команда специалистов из уже бывшего на тот момент российского филиала «Пратт Уитни» (Пратты ушли из России на волне первых, «крымских» санкций). Команда стала основой питерского двигательного подразделения УЗГА. Двигатель, как говорят осведомлённые товарищи был переделан на 99,9%.

17 марта в ЦИАМ была завершена вторая серия испытаний камеры сгорания двигателя ВК-800СМ.

Испытания признаны успешными.

Telegram-канал «Взлет» опубликовал фотогалерею Михаила Жердева процесса сборки отечественного двигателя ВК-800СМ.

Рабочее колесо турбины газогенератора ВК-800СМ

Рабочее колесо центробежного компрессора двигателя ВК-800СМ, изготавливаемое из кованной титановой заготовки.

Двигатель ВК-800СМ планируется сертифицировать к концу 2024 года.

До конца 2023 года ВК-800СМ должен поступить на лётные испытания в составе летающей лаборатории Як-40ЛЛ в СибНИА, а на третий квартал 2024 года запланирован первый полёт самолёта «Байкал» с ВК-800СМ.

На какие самолёты будут ставить этот движок?

Изначально он предполагался на L-410 российской сборки.

Однако в 2022 санкции перекрыли сотрудничество с Куновице, и УГМК продала завод. Неизвестно, как при этом были решены вопросы с интеллектуальными правами на самолёт, однако его производство включено в программу развития авиапрома до 2030. Следовательно, либо права на свой вариант самолёта остались у уральцев, либо будет создан аналогичный, хоть и отличающийся в деталях аналог. Для выполнения программы, помимо двигателя, нужно организовать производство элементов планера.

Но первым, сразу после лётных испытаний на ЛЛ Як-40, двигатель поставят на ЛМС-901 Байкал, который пока что испытывается с американскими двигателями.

Однако самый большой заказ УЗГА предполагает на УТС-800, турбореактивный учебный самолёт.

Скорее всего, из-за проблем с RED, он будет рассматриваться на тяжёлом БПЛА Альтаир, который тоже ведёт УЗГА.

Вертолётная версия, скорее всего, не рассматривается - для вертолётов делают ВК-650В.

Наконец, теоретически двигатель можно использовать на каких-то из замороженных проектов 90-х - начала 2000-х, которые использовали чешский (ныне американский) двигатель H80.

Гжель

Рысачок

Вряд ли эти проекты будут подняты загруженными авиазаводами, но нельзя исключить, что эти разработки могут быть проданы частникам или иностранцам (скорее, странам-изгоям).