Веду телеграмм канал Короли и капуста - про новости авиации, необычные летательные аппараты, политику и ценообразование.

Дроны РККА

13 ноября 1920 года председатель Совнаркома В. И. Ленин сделал запрос в отдел изобретений НТО ВСНХ о поступивших, рассмотренных и не рассмотренных изобретениях, а также о состоянии их внедрения. В ворохе прочих неисполнимых фантазий он увидел проект электрической сигнализации для стальных сейфов. Ильич счёл тему актуальной для партийного руководства, и вызвал к себе изобретателя Владимира Бекаури. При личной встрече Бекаури впечатлил вождя рассказом о перспективах всевозможного чудо-оружия, в частности, радиоуправляемых морских мин. В результате под руководством Бекаури было создано Остехбюро, на него выделялись деньги, ему отдавали производственные площадки. Толку эти вложения не принесли, но среди многих направлений разработок было и авиационное - дистанционно управляемые самолёты. Рассматривались три основные идеи применения беспилотных машин:

Первый экспериментальный 20-минутный полет состоялся 28 июля 1927 г. Было проведено испытание автопилота и приборов управления самолетом У-1 по радио. Самолет по команде с наземного пункта управления совершал развороты, снижение и набор высоты, полет по прямой. Взлёт и посадку при этом проводил пилот.

У-1

Но ещё до того Остехбюро сделало заказ, который многое изменил в советской авиации. Они вначале попытались купить самолёт- носитель опытных управляемых торпед в Англии, но там выходило долго и дорого. В итоге самолёт был заказан ЦАГИ, и в результате на свет родился АНТ-4, он же ТБ-1 - этапный самолёт не только в советской, но и в мировой авиации. И только потом им, как бомбардировщиком, заинтересовались ВВС. Впрочем, и Остехбюро, хотя с торпедой у них ничего не вышло, решило, что как ударный дрон ТБ-1 может быть хорош. Была сделана система управления “Дедал”, по радио передавались звуковые сигналы разной частоты, а в дроне они преобразовывались в команды для поверхностей управления. Для посадки телемеханический самолет рядом с аэродромом выводился оператором на нужный курс, и снижался до высоты 180-220 метров. После чего оператор командой передавал управление автомату. Автомат плавно опускал самолет на скорости около 130 км/ч, удерживая его на курсе при постоянном угле атаки и постоянной мощности двигателей. Когда до поверхности оставалось не более 10 метров, расположенный под самолетом длинный щуп касался земли, и по этому сигналу, автомат снижал тягу моторов до минимума и начинал постепенно выбирать штурвал “на себя”, в соответствии с установленной (механически) программой.

Телемеханический ТБ-1 совершает автоматическую посадку.

Вскоре в качестве дрона ТБ-1 стали рассматривать ТБ-3. Но к тому Но к тому ​времени задачи поменялись. Практика показала,​ что прицеливаться при бомбометании тогдашними средствами нереально. Да и в качестве мишени использовать ТБ-3 было жалко. Оставался только дрон-камикадзе. Система управления работала плохо. Решено было, что большую часть маршрута летающую бомбу будет вести пилот. При подходе к цели пилот не выбрасывался с парашютом, а пересаживался в подвешенный под ТБ-3 истребитель И-15 или И-16 и на нем возвращался домой. Далее наведение ТБ-3 на цель происходило по командам с самолета управления.

Подвеска И-16 под ТБ-3

Работы шли с переменным успехом. Но в 1937 году был арестован и расстрелян покровитель Остехбюро,​ маршал Тухачевский. Ревизия деятельности организации показала, что получая деньги под фантастические идеи,​ Остехбюро очень плохо доводило их “до ума”. Затратив миллионы государственных рублей,​ на выходе получили лишь множество разной степени готовности прототипов,​ ни один из которых не был готов к боевому применению. Остехбюро закрыли,​ коллектив разогнали,​ а Бекаури расстреляли. Но, в отличие от других тем Остехбюро, тема беспилотных самолётов не была окончательно закрыта. Работы велись над системой состоящей из радиоуправляемых самолётов-торпед ТБ-3 и командных бомбардировщиков СБ-2 и ДБ-3. В начале 1942 года было принято решение использовать систему для удара по железнодорожному узлу в Вязьме. Но во время полёта к цели командный ДБ-3Ф обстреляли зенитки. Была повреждена антенна радиопередатчика команд управления. Неуправляемый ТБ-3 с четырьмя тоннами взрывчатки некоторое время летел на автопилоте, а когда топливо закончилось, упал в лесах западнее Вязьмы. Вторая группа, командный СБ-2 и ведомый ТБ-3 сгорели на аэродроме после близкого взрыва бомбардировщика, к группе не относящегося. Командование РККА после неудачи потеряло интерес к экспериментам с радиоуправляемыми дронами-камикадзе. Моряки в 30-х годах вели свою разработку телеуправляемых аппаратов при участии Гроховского. Предполагалось, что сброшенный с большой высоты планер пролетит над вражеским кораблём, и, либо сбросит торпеду, либо бомбу с пикирования. Управлять же аппаратом предполагалось, подсвечивая цель тремя инфракрасными прожекторами. Планер должен был идти по лучу, улавливая подсветку фотоэлементами. Если один из них выходил из луча, траектория корректировалась. После сброса торпеды или бомбы, планер уходил от вражеского корабля, садился на воду, где его должны были подобрать наши моряки. Это было довольно бессмысленным - лучше было бы не затевать все эти игры с торпедами, а таранить корабль планером, начинённым взрывчаткой. Вначале планер испытывали в пилотируемом варианте, с кабиной.

ПСН-1 (планер специального назначения) с подвешенной торпедой под крылом бомбардировщика ТБ-3 Предполагался и вариант планера с реактивным двигателем, который должен был наносить удары по кораблям на расстоянии до 100 км. Правда, непонятно, как им в этом случае можно было бы управлять 0 инфракрасная подсветка плох работала и на расстоянии прямой видимости (10-20 км). Поскольку удовлетворительные результаты по наведению так и не были достигнуты, в 1940 проект закрыл.

Возрождение интереса к телеуправляемым самолётам (если не считать самолётов-снарядов, аналогичных Фау-1) произошло, когда появилась специфическая задача - при ядерных испытаниях пролетать через облако взрыва, и замерять там радиацию. Была изготовлена партия беспилотных самолётов Як-9В. По наименованию они не отличались от пилотируемого Як-9В (вывозного) - для тренировки личного состава. Но по конструкции, кроме радиоуправления у него на крыльях устанавливались воздухоприёмники для забора проб. Дроны несколько раз использовались летал сквозь облако при испытаниях атомных бомб.

В интернете я не встречал фотографии этого БПЛА. Та, что я привёл, сфотографирована со стенда, поэтому прошу прощения за качество снимка.