**Рост спроса при увеличении цены** Во всех предыдущих ситуациях считалось, что с увеличением цены [[ценообразование:зависимость_спроса_от_цены|спрос падает]], пускай даже неравномерно. Однако можно допустить вариант, когда в некотором диапазоне цен спрос с увеличением цены растет. Иногда такую ситуацию связывают с престижным ценообразованием. Метод престижного ценообразования - ценообразование на товары, которые позиционируются как предметы роскоши. Эти товары и услуги, помимо собственно потребительских свойств, обладают демонстрационным эффектом. Если подобные товары будут продаваться по более низким ценам, и большее количество потребителей сможет их приобрести, то они потеряют привлекательность для своего нынешнего целевого рынка престижных покупателей[1]. Однако зачастую подобным образом ведет себя цена отнюдь не на предметы роскоши. [[ценообразование:установление_цены_при_выходе_на_рынок|Выше]] были приведены результаты исследования рынка вина среднего ценового диапазона. Согласно прогнозу, при снижении цены ниже некоторого уровня спрос на вино падает, поскольку покупатели полагают цену слишком низкой, вызывающей сомнение в качестве. Еще один пример того, что подобное поведение спроса свойственно не только престижным товарам. В 2009 году Компания АНТИВ разработала гребень AntiV – противопедикулезный препарат (менее всего можно ожидать, что таким товаром кто-то будет хвалиться). Изначально на него была установлена цена 800 рублей, однако продажи были невелики. Чтобы отгородиться от малочисленных заказов и, возможно, пересмотреть подход к продвижению товара, было решено временно поднять цену до 1500 рублей. К удивлению разработчиков препарата выручка от такого изменения цены выросла в три раза. Дальнейшее повышение цены до 1800 рублей дало спад –30%. В дальнейшем розничная цена была снижена с 1500 до 990р (результат - троекратный рост продаж в штуках). Народы крайнего севера берут один гребень на деревню, и этого хватает для полного решения проблемы педикулеза в отдельно взятом населенном пункте. Следует отметить, что исходная цена была заметно ниже, чем у препаратов конкурентов. Возможно, это и было причиной низких продаж. Когда качество товара было оценено потребителями, снижение цены стало однозначно приводить к росту продаж. {{::29_1.jpg?600|}} Рис. 29. Продажи гребня Известен еще один вариант ситуации, когда зависимость спроса от цены была противоположной классической. Английский экономист прошлого века [[https://studopedia.ru/5_168459_paradoks-giffena.html|Р.Гиффен]] обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX века объем спроса на картофель существенно увеличился при росте цен на него. В середине XIX картофель был основным продуктом питания ирландских бедняков. Инфекционное заболевание картофеля и ряд других причин привело к сокращению предложения. Повышение цены картофеля вынудило население сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос. Это, в свою очередь сопровождалось ростом цены. В Ирландии разразился страшный голод, потери от которого (по отношению к численности населения) выше, чем смертность от голодомора. В результате голода в Ирландии погибло от 500 тыс. до 1,5 млн. человек. Значительно увеличилась эмиграция (с 1846 по 1851 выехали 1,5 млн. чел.). В итоге, в 1841—1851 гг. население Ирландии сократилось на 30 %. Результаты, приведенные в работе [14] показывают, что парадокс Гиффена работает в ограниченных случаях. Среди беднейшего населения беднейшей китайской провинции Хунань повышение цены на рис приводило к росту спроса на него. Но уже среди беднейшего населения провинции Ганьсу однозначного поведения в соответствии с парадоксом Гиффина не отмечалось. Шаг 1. Если товар существенно дешевле конкурентов, то его дешевизна может вызывать у покупателей подозрения в его качестве. В такой ситуации можно попробовать поднять цену почти до уровня конкурентов, с немедленным анализом результатов.