**Ракетопланы** Первым построить ракетоплан решил китайский чиновник Ван Ху в 1500 году. Ему захотелось слетать на Луну, и он велел своим слугам запустить двух воздушных змеев, прикрепить к креслу 47 ракет от фейерверка и поджечь их одновременно. Когда дым от взрыва рассеялся, Ван Ху на планете Земля не было. Из чего слуги сделали вывод, что он успешно улетел на Луну. {{:рп1.jpg?600|}} **//Ван Ху перед полётом.//** Добавлю. На невидимой стороне Луны теперь есть кратер Ван Ху. Опыт повторили только через 500 лет. В Германии в в конце 1920-х годов группа энтузиастов реактивного полёта решили установить пороховой ракетный двигатель на планере. Вначале ставили две ракеты на аппарат схемы утка (чтобы хвостовое оперение не сгорело. Потом фон Опель построил планер с разнесённым хвостовым оперением на балках и с батареей из 16 последовательно воспламеняющихся пороховых ракет. Аппарат удавалось разогнать до 160 км/ч. {{:рп2.jpg?600|}} Конечно, практичнее было бы использовать не пороховые ракеты, а ЖРД. Но как ни странно, энтузиасты реактивного движения самолётами мало интересовались, занимаясь ракетами. Скорее всего, их занимал, прежде всего, космос, а там крылья бесполезны. Первым идею ракетоплана с ЖРД высказал Цандер, но опять таки применительно к космосу. {{:выс2.jpg?600|}} **//Аппарат Цанедера. Фото из отчётного альбома первая мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов.// ** Аппарат должен был взлетать на поршневой моторе, после набора нужной высоты включался ракетный двигатель. Части алюминиевого крыла, согласно проекту, перемалывались специальной машиной и использовались в качестве топлива вместе с керосином. Для сохранения центровки при уменьшающемся крыле, на аппарате использовались три стабилизатора, которые по мере перемалывания крыла тоже измельчались и сжигались в двигателе. В результате на орбиту должна была выйти ракета без крыльев - всё равно они там не нужны. В конце 20-х Цандер сделал свою "паяльную лампу" - реактивный двигатель ОР-1 на воздухе и бензине, но эти работы так бы и остались опытами энтузиаста-чудака, если бы с Цандером не познакомился молодой энергичный конструктор-планерист. {{:рп3.jpg?600|}} //**ОР-1.**// Тогда С.П. Королёву было 22 года, и он сразу понял возможное практическое применение двигателя. Марс подождёт, а вот если пообещать военным вундервафлю, то на разработку найдутся средства. А пообещать можно было перехватчик, который мог бы летать в три раза быстрее тогдашних истребителей. И военный, который заинтересовался идеей нашёлся - Тухачевский. Тогда он запустил множество сумасшедших идей. Отвлекаясь от основной темы, упомяну некоторые. Динамореактивные пушки Курчевского на все случае жизни, от небольших до гигантских {{:рп4.jpg?600|}} **//305-мм динамореактивная пушка Курчевского на эсминце.//** 100 тысяч танков. Никакая экономика не способна была бы содержать такое количество боевой техники. Решение было простое - в мирное время трактор пахал бы землю, во время войны он становился бы из мирного абрикоса боевым урюком, на него навешивалась бы броня, ставился пулемёт - и в бой! {{:рп5.jpg?600|}} //**Бронированный трактор Фордзон.**// Воздушно-десантные войска, включая перевозку лошадей для них на внешней подвеске под самолётом, и т.д. и т.п. - тогда фонтанировало множество фантастических проектов. И реактивный самолёт вполне оказался в духе времени. Королёв быстро выбрал подходящий планер - БИЧ-8 Б.И. Черановского. Это было летающее крыло, что снимало проблему повреждения оперения реактивной струёй. На его основе было принято решение делать ракетоплан РП-1. Черановский построил для этого планер БИЧ-11. {{:рп6.jpg?600|}} **//БИЧ-11 -РП-1 без двигателя.//** А вот с двигателем не получалось. Цандер делал ОР-2 на бензине и жидком кислороде, и он на стенде не работал дольше 5 секунд - прогорал. Слишком высокие температуры у сочетания бензина и кислорода. В нетерпении Королёв поставил на РП-1 небольшой мотор, с которым и испытывал аппарат. Но без ракетного двигателя всё это было пронацией. В итоге так ничего не получилось. Оба образца РП-1 были сожжены для сохранения секретности. Впрочем, это не помешало Королёву делать стремительную карьеру. В 1931 ему было присвоено звание лейтенанта, а в 1933 он был уже дивизионным инженером - звание соответствовало генерал-лейтенанту. Ему на тот момент было 26 лет. А результатов не было. Ситуацию спасло объединение в 1934 году ГИРДа с ленинградской ГДЛ, где работал Глушко. Он не был мечтателем типа Цандера, он был упорным тружеником. Он проектировал и проектировал двигатели, используя в качестве окислителя азотный тетроксид, жидкий кислород, азотную кислоту, а в качестве горючего — толуол, бензин, керосин, бензол, рассматривая разные схемы охлаждения. В итоге был получен двигатель, способный работать достаточно продолжительное время - ОРМ-52. Примечательный номер - это был пятьдесят второй вариант конструкции. Был предложен стратосферный самолёт с гермокабиной РП-218. {{:рп7.jpg?600|}} **//РП-218.//** При работе ракетных двигателей в течение 400 секунд ракетный самолёт должен был набирать высоту 25 км и развивать скорость более 1000 км/ч. Предполагалось два варианта полёта - со стартом с земли, либо с буксировкой ТБ-3. При старте с земли высота предполагалась 9 км, при воздушном старте — 25 км, скорость полёта при взлёте с земли — 720 км/ч, при использовании самолёта-носителя — 935 км/ч. Проект был утверждён, но было решено предварительно испытать планер с ЖРД меньшей мощности. Такой планер и взлетел как РП-318 28 февраля 1940 года. Это был второй ракетный самолёт с ЖРД в мире после немецкого Хейнкеля. Шансы быть первым вполне были, попытки реализовать были за 10 лет до того, но не сложилось. {{:рп8.jpg?600|}} РП-318 с включенным двигателем. Взято на safavia.ru Полных испытаний РП-318 не прошёл, однако главные конструкторы самолётов были проинформированы о новых реактивных установках. В результате были построен Би-1 и спроектирован 302 с ЖРД и двумя прямоточными ВРД. {{:рп9.jpg?600|}} **//Би-1.//** {{:рп10.jpg?600|}} **//Самолёт 302.//** Но интереснее, чем самолёты, в этой истории характеры людей. Авантюрист с замашками Бонапарта, романтик не от мира сего, талантливый конструктор и гениальный организатор - при этом карьерист, трудоголик. В столкновении характеров складывалась (и сейчас складывается) история техники.