**Метод полных затрат** Наиболее распространено (и наиболее понятно обычному бухгалтеру) признание затрат по отношению к выпускаемой продукции. Все затраты, которые можно легко отнести на конкретный товар, называются [[ценообразование:виды_издержек:прямые_издержки|прямыми]]. Например, закупочная цена товара в торговле - прямые затраты. Те же расходы, которые могут быть отнесены только на всю продукцию (или отнесение которых на конкретный товар требует непропорционально больших усилий и затрат) - накладными (или [[ценообразование:виды_издержек:косвенные_затраты|косвенными]]). С другой стороны можно делить затраты по их отношению к количеству продаваемых товаров. [[ценообразование:виды_издержек:постоянные_издержки|Постоянные затраты]] при таком подразделении - это затраты, которые остаются неизменными при изменении объема выпуска (или объема продажи для торговых предприятий). Например, постоянными затратам будет амортизация зданий и оборудования, оплата аренды оборудования и помещений, повременная зарплату сотрудников, затраты на отопление, освещение помещений, ремонт и т.д. [[ценообразование:виды_издержек:переменные_издержки|Переменные издержки]] меняются в прямой зависимости от уровня продаж. У каждого автомобиля четыре колеса (и одно запасное). Если мы выпускаем 1000 автомобилей, то затраты на колёса будут равны закупочной стоимости 5000 колес, а если 10 000 - то уже стоимости 50 000 колёс. В большинстве случаев прямые затраты являются переменными, а косвенные затраты – постоянными. Иногда случаются исключения, более подробно они описаны в [[ценообразование:виды_издержек_фирмы|видах затрат]]. Но при рассмотрении затратных методов для простоты будем предполагать, что исключений нет, и прямые затраты всегда переменные, а косвенные - всегда постоянные. Для назначения цены с помощью метод полных затрат нужно выполнить следующие шаги: * Прежде всего, для товара определяются прямые затраты; * К ним добавляется доля косвенных затрат, приходящихся на единицу товара; * К полученной таким образом себестоимости прибавляется прибыль, её обычно рассчитывают как процент от себестоимости. Метод полных затрат широко распространён, потому что, во-первых, не требует усилий по изучению спроса, а во-вторых страхует от случая непокрытия ценой косвенных затрат. Этот метод используется на подавляющем большинстве производственных предприятий России и стран СНГ. Для того, чтобы рассчитать сумму косвенных затрат, приходящуюся на каждый товар, суммарные косвенные затраты предприятия разносятся на товары ассортимента пропорционально некоторой базе. В большинстве случаев базой распределения является прямая заработная плата. Поскольку метод полных затрат учитывает постоянные затраты, правильный результат с его помощью может быть получен только случайно (в разделе [[:зависимость_прибыли_от_цены_для_типовой_модели|Зависимость прибыли от цены]] было показано, что оптимальная цена от постоянных затрат не зависит). {{::2.jpg?800|}} Рис. 1 Цена и прибыль при использовании метода полных затрат Предположим все-таки, что цена, определенная по методу полных затрат, случайным образом совпадет с оптимальной ценой (точка А). Но как только у нас изменится объем продаж, базы разнесения или постоянные расходы - сразу же поменяется и назначенная предприятием цена. В результате она перестанет соответствовать оптимальной цене. Поэтому использование метода полных затрат в большинстве случаев означает отклонение от оптимальной цены в ту или другую сторону, и, в результате, недополученную прибыль. Чем больше постоянные затраты предприятия, тем более значительную долю прибыли мы теряем от таких ошибок. Предположим теперь, что из-за случайных колебаний спроса в какой-то период времени продано меньше продукции, чем обычно. В результате величина постоянных затрат на единицу продукции (а с ними и подсчитанная по методу полных затрат цена) вырастет (новая цена - точка B на рисунке). Поскольку по большей цене будет продано меньшее количество товара, в следующем периоде повышение рекомендованной цены повторится (точка C). Далее последует новое снижение продаж, новое повышение цены, и при цене 80 никто продукцию этого предприятия не купит. Предприятие ожидает остановка производства и банкротство. Почему же мы не наблюдаем массовой остановки предприятий, использующих метод полных затрат? Во-первых, в момент, когда спрос начинает драматически снижаться, руководство предприятия переходит на ручное управление, директивно запрещая повышать цены в соответствии с методом полных затрат. К сожалению, иногда вмешательство в процесс ценообразования происходит слишком поздно. Впрочем, и в тех случаях, когда вмешательство помогает, коренных перемен не происходит. Когда ситуация приходит в норму, руководство снова передаёт назначение цены экономическому отделу, который продолжает действовать по своим стандартным методикам. До следующего кризиса. Во-вторых, положительное влияние на устойчивость предприятия оказывает инфляция, когда случайное увеличение спроса при той же цене более вероятно, чем случайное его снижение. В условиях же кризиса, сокращения инфляции, а тем более при дефляции, нарастающие проблемы предприятий по описанной выше схеме наблюдались многократно. Итак, самый распространенный среди промышленных предприятий метод ценообразования зачастую может приводить предприятие к разорению.