**Веду телеграмм канал [[https://t.me/+RA7lKUIgi4tkYjli|Короли и капуста]] - про новости авиации, необычные летательные аппараты, политику и ценообразование. ** **Учебные самолёты** **Винтовые учебные самолёты** **//Як-152//** Планер учебного Як-152 был разработан в рамках китайского заказа - китайцам спроектировали самолёт L-7 с двигателем воздушного охлаждения. {{:авиация:l7.jpg?600|}} Авионика Як-152 унифицирована с Як-130, что позволяет сделать процесс обучения непрерывным. С планером и авионикой всё было понятно, но вот по двигателю были вопросы. Можно было, как китайцы поставить звездообразный двигатель воздушного охлаждения. Но такой двигатель нужно было либо покупать за границей, либо восстанавливать производство в России. При этом он требует авиационный бензин, а тот во-первых дорог, и, во вторых, его нужно специально завозить на аэродромы. Между тем на аэродромах, и военных, и гражданских керосина - как гуталина у кота Матроскина. С этой точки зрения лучше ставить дизель или турбовинтовой. Исходя из этих соображений российский холдинг Финам заказал Владимиру Райхлину, уехавшему в 90-х из Казани в Германию, и основавшему там фирму по проектированию двигателей, авиационный дизель. Двигатель RED A03 мощностью 500 л.с. получился рекордно экономичным. Была проблема - поставки для наших военных подпадают под санкции, но в 2019 году фирма Руссо-Балт заявила о локализации производства двигателей в Казани. {{:авиация:j152.jpg?600|}} Однако санкции санкциям рознь. Те, что были после присоединения Крыма, не идут ни в какое сравнение с санкциями 2022. Очевидно, при отсутствии поставок комплектующих производство двигателей в Казани так и не удалось запустить. Так что Як-152, несмотря на то, что его испытания активно шли, сейчас выпускаться не может. Так же подвис и проект Як-118, попытка поставить на модернизированный 6-и местный Як-18Т тот же RED. Скорее всего в этом случае в качестве основы выбирался бы СМ-2000, версия Як-18Т с турбовинтовым двигателем, производство которого освоено на Смоленском авиазаводе. Однако и в своём исходном виде СМ-2000 выпускаться не может - двигатель на нём чешско-американский. {{:авиация:scale_2401.jpg?600|}} Нужно искать выход из этой ситуации. Во-первых, был предложен бензиновый двигатель на основе Аурус. Як-18Т с таким двигателем был представлен на МАКС-2021, и недавно выполнил подлёты. {{:авиация:au2.jpg?600|}} {{:авиация:au3.jpg?600|}} {{:авиация:au1.jpg?600|}} ОДК заявила, что прорабатывает вопрос о применении двигателя на основе ВК-650В на самолете Як-152. Но тут ему придётся конкурировать с проектом УЗГА УТС-800 с турбовинтовым двигателем ВК-800С. {{:авиация:uts800.png?600|}} Между тем, кроме Як-152, Як-118, двигателя ожидают тяжёлый БПЛА Альтаир, на который ставился RED {{:авиация:alt.jpg?600|}} и Diamond DA42, сборку которого ведут на Уральском заводе для училищ гражданской, дальней и транспортной авиации, для пограничников, для патрулирования трубопроводов и лесов. Многие уже выпущенные самолёты простаивают из-за проблем с двигателем {{:авиация:da42.jpg?600|}} Сборка DA42 на УЗГА Собственный проект учебного самолёта Tango разработала авиакомпания S7. {{:авиация:photo_2023-08-20_23-12-16.jpg?600|}} Самолёт Tango. Самолёт четырёхместный с двумя пассажирскими креслами и местами для командира и второго пилота. Планер полностью из композитных материалов собственной лаборатории компании. Авионика российская. Поршневой шестицилиндровый двигатель разработан конструкторским бюро S7 в Рыбинске (Ярославская область). {{:авиация:photo_2023-08-20_23-12-16_2_.jpg?600|}} Частный проект лёгкого самолёта для первоначального обучения пилотов и для полётов в частных целях стартовал в октябре 2022 года. В Подмосковье (в Торбеево) развернуто производство полного цикла в двух ангарах и собран первый демонстрационный борт. **Реактивные учебные самолёты** Вспомним, что Як-152 использовал планер, разрабатывавшийся для китайцев. Аналогично, за деньги иностранцев проектировался и Як-130. Як-130 был продан два раза, не считая родное Министерство обороны. Когда его начали проектировать, денег не было ни у наших военных, ни у разработчиков. Работу оплатили итальянцы, в результате выпустившие на основе разработанного в КБ Яковлева планера УБС M-346. {{:авиация:m346.jpg?600|}} Яковлевцы же сделали Як-130, разработав для него имитационную систему управления. Система позволяет воспроизводить поведение различных самолётов - Су-30, МиГ-29, F-16 и F-15, Rafale, Eurofighter Typhoon, и, согласно Вики, даже F-22 и F-35. Потом на основе своей конструкции яковлевцы разработали китайцам сверхзвуковой УБС L-15. {{:авиация:l15.jpg?600|}} Немного жаль , что конкурс на новый учебный самолёт США не смог выиграть M-346. В случае его победы почти все новые УТС в мире имели бы яковлевские корни - и в России, и в Европе, и в Китае, и в США, и почти во всех прочих странах, куда эти самолёты поставлялись бы. Но и без того проект успешен. И яковлевцы пользуются этим успехом для дальнейшего продвижения своих разработок. Унификация авионики способствует тому, что покупатели Як-130 купят и Як-152. Для желающих разрабатываются или уже разработаны модификации: * Легкий ударный самолёт с лазерным дальномером и возможностью применения управляемых боеприпасов; {{:авиация:j130.jpg?600|}} Як-130 в ударном варианте. * Легкий истребитель с радаром и ракетами воздух-воздух средней дальности (ракеты ближнего действия может применять и универсальный УБС); * Корабельный вариант с гаком и складным крылом; * Беспилотник (точнее, семейство беспилотников) "Прорыв". БПЛА семейства «Прорыв» Як-133БР имеет 3 модификации: разведчика, радиолокационного дозора и ударного самолета. Были сообщения о полёте БПЛА, но об его применении в СВО не слышно. {{:авиация:j133.jpg?600|}} Кроме яковлевских, в России есть ещё один учебный реактивный самолёт - построенный в частном порядке СР-10 с обратной стреловидностью крыла. Военных его характеристики не устроили, однако некие движения по самолёту происходят. {{:авиация:215350.jpg?600|}} В частности, разработчики заявили о готовности представить ударный БПЛА Аргумент на базе СР-10.