М-102 В конце 80-х, в рамках конверсии ЭМЗ им. В.М. Мясищева разрабатывал ряд проектов, связанных с гражданской тематикой. Большинство проектов (101, 102, 103 и т.д.) так и не были реализованы. Один из них - проект 102. Изначально "Дельфин" разрабатывался как легкий административный самолёт. Он был рассчитан на перевозку четырех пассажиров (VIP). Толкающие двигатели на вертикальных пилонах над задней кромкой корневой части крыла {{:авиация:scale_2400.jpg?600|}} Схема редкая, аналог на настоящее время - только японская Хонда. {{:авиация:kcvitbwcj1k.jpg?600|}} Средств на реализацию проекта не было, однако мясищевцам удалось установить контакты с индийцами и канадцами. В результате самолёт (уже с двигателями в задней части фюзеляжа, но по прежнему толкающими), на 9-14 пассажиров, взлетел в 2003 году. Назывался он теперь М-102 Дуэт-Sаras. {{::mjas-saras-2.jpg?600|}} Долгое время проект был заморожен после катастрофы второго прототипа, но в 2019 самолёт показали на Aero India 2019. Были объявлены планы запустить серийное производство с 2022 года. {{:авиация:scale_1200.jpg?600|}} Рассматривался вариант сборки М-102Б (он же М-105) на 19 пассажиров в Белоруссии.