**Веду телеграмм канал [[https://t.me/+RA7lKUIgi4tkYjli|Короли и капуста]] - про новости авиации, необычные летательные аппараты, политику и ценообразование. ** **Гражданская и транспортная авиация** О самолётах, которые выпускаются или могут выпускаться в РФ или с её участием. Здесь не рассматриваются выпуск легких и ультралегких самолетов, автожиров, реплик, дирижаблей, производимых частными лицами и небольшими предприятиями. Десятки таких машин поставляется ежегодно на экспорт, большей частью в Северную Америку. Но номенклатура их очень велика чтобы подробно отслеживать. Здесь не рассматриваются учебные и боевые самолёты и вертолёты. По мере появления новой информации буду поддерживать текст в актуальном состоянии. Пассажирские самолёты **Турбопропы до 20 мест** **//М-102 Дуэт-Saras//** {{::mjas-saras-2.jpg?600|}} Совместный с Индией самолет на 14 мест (с двигателем Пратт-Уитни РТ6А-66). **//Состояние проекта - возможно восстановление производства в Индии (были планы запустить его в 2022 году). Обсуждалось производство в Белоруссии.//** Подробнее [[М-102|здесь]]. **//М-101 Гжель//** {{:авиация:281142.jpg?600|}} М-101 Гжель. Автор: Евгений Лебедев Выпускался на Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол». **//Состояние проекта - производство прекращено, оснастка осталась. О планах восстановить производство неизвестно.//** **//ТВС-2МС Байкал (первый с таким названием)//** {{::18782.jpg?600|}} 14-и местный биплан СибНИА с одним ТВД. Результат многолетней работы над переделкой Ан-2 под американский ТВД. При испытаниях опытного самолёта выявлены недостатки композитной конструкции конкретно для самолёта местных линий. Повреждения сложно отремонтировать в полевых условиях. Поэтому (а так же из-за американского двигателя) Минпромторг заказал разработку алюминиевого моноплана ЛМС-901. **//Варианты [[авиация:ТВС-2|ТВС-2]]//**. **//ЛМС-901 Байкал//** Испытания ТВС выявили сложность эксплуатации композитов по сравнению с металлической конструкцией. Кроме того, использование американского двигателя несёт риски. На объявленном конкурсе победил проект УЗГА - цельнометаллический подкосный моноплан под ВК-800. {{:авиация:web_large.jpg?600|}} **//Состояние проекта - продолжаются испытания опытного самолёта с американским двигателем. Готовится серийное производство, уже с [[авиация:ВК-800С|ВК-800С]]. //** **//Рысачок.//** {{::6710.jpg?600|}} Строился в Самаре как учебный 10-местный для училищ гражданской авиации. Предполагалось начиная с 2015 года начать выпуск 16-и (или 19-и) местной версии и выпустить до 2025 310 машин. Но проект заморожен. **//Состояние проекта - серийное производство не начиналось.//** **//Л-410//** {{::l410uvpe20-mdow0b9r-1536167039.jpg?600|}} Чешский самолёт на 19 мест. Выпускается Let Kunovice, полностью принадлежавшей ОАО «Уральская горно-металлургическая компания», поставлялся тоже, в основном, в Россию. Сборка велась в РФ (на Уральском заводе гражданской авиации). Варианты **[[авиация:л410|Л-410]]**, разработанные УЗГА. Предполагалась замена двигателя на российский [[авиация:ВК-800С|ВК-800С]] и локализация сборки. Однако планы изменились. Самолёт на замену L-410 будет создан в партнёрстве Россией и Белоруссией, заявил заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Олег Бочаров. Самолёт будет с неубирающемся шасси (в отличие от L-410). Мы сдвинули [график производства 19-местных самолётов] Будут проведены НИОКР по планеру. В составе силовой установки нового самолёта будет использован двигатель ВК-800, бортовое оборудование – комплекс, разработанный КРЭТ для L-410 в 2019 году. //**По плану по развитию авиапрома до 2030 года предполагалось выпускать по 20 L-410 ежегодно, начиная с 2023. Однако разработка нового планера и освоение его производства сдвигает планы на два года - на 2025.**// **Турбопропы на 30-50 мест** **// ТВРС-44 (Ан-140, Л-610)//** Турбовинтовой самолёт на 40 пассажиров имеет настолько запутанную историю, что её следует рассмотреть отдельно ([[авиация:ТВРС44|ТВРС-44]]) {{:авиация:an-140.jpg?600|}} //**Ан-140 выпускался малой серией в Самаре. В связи с событиями на Украине выпуск прекращен. Возможно возобновление выпуска при импортозамещении оборудования.**// {{:авиация:тврс-44.jpg?600|}} **//УЗГА планирует с 2026 года выпускать 44-х местный самолёт ТВРС-44.//** **Турбопропы на 60-80 мест** **//Ил-114//** {{::ил.jpeg?600|}} **[[авиация:Ил114|Версии Ил-114]].** Турбовинтовой самолёт местных линий на 68 пассажиров. **//По планам производства первый опытный образец полностью нового Ил-114-300, построенный в Луховицах, может взлететь в 2023 году, а затем выйти на производство 20 самолётов в год, включая патрульную и транспортную версии.//** ** Джеты на 70-90 пассажиров** **//Ан-148//** {{:авиация:580498dabcc70f91e4b6a10ddd24b908.jpeg?600|}} **//Производство на Воронежском заводе прекращено. Видимо, у проекта перспектив нет по политическим причинам.//** Впрочем, никогда не говори никогда. **Джеты на 90-130 пассажиров** //SSJ// {{::ssj100_2_superjet.jpg?600|}} О всех [[Авиация:Варианты Суперджета|вариантах Суперджета]], [[Авиация:Статистика по Суперджету|статистике его производства]]. **Магистральные узкофюзеляжные** **//Ту-154М//** Как ни странно, производство Ту-154, в принципе, может быть восстановлено. {{:авиация:regnum_picture_1482766176437588_big.jpg?600|}} На самарском заводе Авиакор остались два или три самолёта в высокой степени готовности. Завод проводит ремонт и сопровождение эксплуатируемых (главным образом, в госструктурах) машин - то есть сохранилось производство комплектующих, и завод может и поднять задел. Другое дело, что в этом нет экономической целесообразности. **//МС-21(Як-242)//** {{::maxresdefault.jpg?600|}} **[[авиация:МС21|История разработки и модификации МС-21]]** **//Предполагается серийный выпуск испортозамещённой версии начиная с 2024 года.//** "**[[авиация:Перетяжеление|Перетяжеление МС21-310]]**" //Ту-214,Ту-204СМ// {{::tu-204-red-wings-foto.jpg?600|}} Выпуск Ту-204СМ освоен в Ульяновске, однако заказов на него до последнего времени не было. Ульяновск переключился на грузовую авиацию, хотя задел, из которого можно произвести некоторое количество Ту-204СМ остался. Ту-214 выпускается в штучных экземплярах (1-3 штуки в год) в качестве специального самолёта в Казани - как разведчик. В связи с санкциями предполагается расширение производства до 10 самолётов в год, в дальнейшем, возможно и больше. [[https://dzen.ru/a/ZDXMnQsoJntyJ9aP|Летающие Ту-204]] [[авиация:МодификацииТу-204|Модификации Ту-204]] **Дальнемагистральные широкофюзеляжные** //Ил-96// {{::6713.jpg?600|}} Штучно (1-2 штуки в год) производится в Воронеже для президентского авиаотряда и иногда для стран-изгоев. Рассматривается вариант заправщика, в этом случае производство может стать серийным. Озвучены планы после 2025 ремоторизировать самолёт на 2 двигателя ПД-35. **[[авиация:ШФДМС|Широкофюзеляжные дальнемагистральные]]** российские и с российским участием. **Транспортные** **Турбопроп на 6 тонн** //Ил-112В и Ил-112Т// {{::2930a63cb7e5f8465c3db663d6166c08.jpg?600|}} Построен на Воронежском заводе. Потерпел катастрофу. **//Проект фактически заморожен до решения вопроса с двигателем.//** Появилось сообщение, что принято решение о замене турбовинтового ТВ7-117 на турбореактивный ПД-8 **Средний транспортный самолёт (20 тонн)** Прорабатывался (с Индией) проект Ил-276 - как укороченный вариант ил-76 с двумя двигателями. **Тяжелый транспортный самолёт (60 тонн)** // Ил-476// {{::a9de9acbc6839953ccde6030324ac06d.jpg?600|}} Вариант Ил-76МД-90А. Производство перенесено из Ташкента в Ульяновск. Имеет новую (более легкую) конструкцию крыла, удлинённый фюзеляж, новые двигатели ПС-90А-76. Ликвидирована кормовая стрелковая установка. Первый серийный самолёт передан в Таганрог для изготовления А-100. В дальнейшем предполагается выпуск удлинённого варианта Ил-76МФ. ВВС заказали 79 самолётов (из них 40 в варианте заправщика Ил-78) **//Планируется нарастить выпуск до 18 самолётов в год.//** **Сверхтяжёлый транспортный самолёт** //Ан-124// Был проект по возобновлению производства самолёта совместно с антоновцами. В связи с событиями на Украине от него отказались. //Самолёт Ермак// {{::nj5xo.jpg?600|}} Поставлена задача организовать серийное производство семейства сверхтяжёлых транспортных самолётов. Судя по всему, основываться ряд будет на наработках по Ил-106 Самолёт для перевозки 80-и тонн груза, как полагают, будет иметь 2 двигателя (видимо, ПД-35), для перевозки 120 тонн -4, для перевозки 150 тонн - 6 двигателей. ** Амфибии** **Экранопланы на 15-20 пассажиров.** //Экранопланы Орион// {{::000000.jpg?600|}} Экраноплан на 20 пассажиров строится в петрозаводском центре ФСБ по строительству экранопланов. 6 штук заказал Иран, ожидается заказ от пограничников и Китая. // Экраноплан Иволга// {{::ivolga-ekranoplan-2869.jpg?600|}} //14-и местный экраноплан производства ТРЭК// // Экраноплан на 12 пассажиров// {{:5059563t1h2157.png?600|}} Производства нижегородского НПО «Аэротехнологии» ходит по маршруту Таллин-Хельсенки. Экраноплан Буревестник, серийное производство разворачивается в Якутии {{::maxresdefault3.jpg?600|}} **Самолёты-амфибии** //Бе-200// {{::be200-1.jpg?600|}} Таганрог обещает наладить производство 8 самолётов в год. Заключён договор на поставку в Китай. Военные хотят получить //А-40//, испытанную при СССР амфибию в 1,2 раза большего, чем Бе-200 размера. {{::a-40-albatros-samoljot-07.jpg?600|}} Наконец, объявлено, что начнется выпуск экраноплана //Спасатель// на базе советского ракетного Луня. {{::sovetskii-ekranoplan-kasp-isp-06.jpg?600|}} Спасатель будет кроме МЧС использоваться для транспорта на Севморпути. Тот же плюс, что и у якутов - возможность ходить круглогодично, над водой ли, над льдом. Ну, и надо думать, в итоге восстановят и Лунь - 400-т тонный ракетный корвет, неуязвимый для морского оружия. Понятно, что мореходность не очень, но не хуже, чем у других корветов.