**Веду телеграмм канал [[https://t.me/+RA7lKUIgi4tkYjli|Короли и капуста]] - про новости авиации, необычные летательные аппараты, политику и ценообразование. ** **Вертолёты.** Поскольку одной из важнейших характеристик вертолёта является его масса они здесь разбиты на классы с шагом 1-2-3-6 тонн и отсортированы внутри классов по массе. //Сверхлегкие// ** Взлетная масса до 1 тонны** //**Роторфлай Р-30, Р-33**// {{::148032.jpg?600|}} Р-30, Р-33, Р-34 ОКБ «Ротор» г. Кумертау. Взлетная масса 495 кг. Китай приобрел конструкторскую документацию, организует серийное производство. Что интересно, сверхлегкие российские вертолёты -соосные. **Взлетная масса 1-2 тонны** //**Актай**// {{::45ed24a4_ak6b.jpg?600|}} Казанский вертолетный завод. Максимальная взлётная масса - 1150 кг. Вертолет оснащен одним роторно-поршневым двигателем ВАЗ-4265. Но КБ, которое занималось разработкой двигателя, перестало существовать, вместе с ним и двигатель. И пока альтернативного двигателя не найдено. Да и любой новый двигатель потребует переработки конструкции вертолёта. Поэтому было принято решение пока отложить разработку данного вертолёта. **Ми-34С1** {{::mi-34_maks-2009_001karp.jpg?600|}} Максимальная взлётная масса 1450 кг Было начато производство вертолётов малой серией на Арсеньевском авиационном заводе с последующей их доводкой на МВЗ. Несколько вертолётов поставлено в Казахстан. Поршневой двигатель М-9ФВ. В 2012 году проект лёгкого многоцелевого вертолёта Ми-34 закрыт. //**Ка-115**// {{::ka-115.9027.jpg?600|}} Макс. взлётная 1970 кг Проект легкого многоцелевого вертолёта соосной схемы с применением в конструкции большого числа композитных материалов. Разработка вертолёта Ка-115 в КБ «Камов» велась в начале 90-х годов. Газотурбинный двигатель PW/K-206D, разработанный совместно канадской фирмой «Претт-Уитни» и российской «Климов». На его базе ЗАО "Авиа-проект" разработало АП-55 с ГТД компании Rolls-Royce Model 250-C20-B/J. **//VRT-500// ** {{::1362106-91148.jpg?600|}} В итоге на основе наработок Ка-115 совместно с Швейцарией строился VRT-500, вес 2 тонны. Однако в связи с санкциями перспективы вертолёта не просматриваются. **//АТМ-121//** {{:авиация:photo_2023-09-02_13-16-54.jpg?600|}} В конце августа 2023 презентовали перспективный российский лёгкий однодвигательный соосный вертолёт АТМ-121 массой 1350 кг на 4 пассажира. Вообще по легким вертолётам - им приходится конкурировать с призводимыми массово (а следовательно, дешёвыми), Robinson R22,R44,R66,Bell 505, а в следующей весовой категории с Bell 407 и Eurocopter EC130. Между тем легкие вертолёты у нас в советские времена развивались слабо, не было и хороших двигателей для них. Поэтому результаты производства не очень успешны, хотя в связи с изменившемся курсом валюты что-то может и поменятся. Есть еще одна песпективная возможность для легких вертолетов - в России будет организовано производство авиационного дизеля, разработанного в Австрии для учебного Як-152 и БПЛА. Возможно, его будут использовать и в новых конструкциях легких вертолетов. **Легкие** Взлетная масса 2-3 тонны **//Bell 407GXP// ** {{::2723926_original.jpg?600|}} Bell 407GXP собирался по лицензии на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА; входит в корпорацию "Оборонпром"). По слухам - сборка из очень крупных узлов, но заявляется постепенная локализация. Максимальная взлётная масса: 2 381 кг. Взлетная масса 3-4 тонны **//Ка-226// ** {{::f_c2rlbgfub3vuyxmucnuvdxbsb2fkcy82lzuvnju3mtuxmduxmdy3mf9vcmlnlmpwzwc_x19pzd0xmdaynty_.jpeg?600|}} Двухдвигательный модульный вертолёт. Выпускается с Allison / Rolls-Royce или Arrius 2G1 Turbomeca в Кумертау. В 2016 году в плане предприятия выпуск 9 таких вертолетов, в 2017-м — 16-ти с перспективой увеличения объемов производства до 20-ти машин. В декабре 2015 года был подписан контракт на поставку 200 Ка-226Т для вооруженных сил Индии. Соглашение предусматривает создание в Индии совместного предприятия по сборке. Заказ может быть увеличен до 400 вертолётов. Итого может выпускаться до 60 машин в год. //**Ансат**// {{::1456481027_1.jpg?600|}} Два двигателя ТВД Pratt & Whitney РW-207K, выпускается в Казани. Существуют планы замены двигателей вертолета на отечественные ВК-800В производства ОАО «Климов». Строится по 5-6 машин в год. После окончания военного заказа предполагаются гражданские. Двигатели для этого класса вертолетов - импортные, однако на подходе отечественный ВК-650. Ми-2М {{::mi-2-10.jpg?600|}} Есть попытки модернизировать Ми-2, заменив двигатель (компания "Борисфен" из Дубны совместно с запорожским предприятием "Мотор Сич"). Однако результат - вертолёт по технологиям начала 60-х, дорогой из-за нового двигателя не выдерживает конкуренции. Масса -3550 кг. Взлётная масса 4-6 тонн Ка-60 «Касатка» {{::1419450376_2.jpg?600|}} Ка-62 {{::1568009117_v9dscjh.jpeg?600|}} Военная и гражданская версия. Вначале пректировалась военная версия Ка-60 с двигателем РД-600. Вертолет был построен, поднялся в воздух в 1998, но до конца из-за недостатка финансирования его не довели. Один опытный экземпляр потерпел аварию Потом на базе военной - гражданская с тем же двигателем. Однако в новой модификации его заменили на французские Turbomeca Ardiden 3G. Редуктор и трансмиссию будет поставлять австрийская Zoerkler. На такую версию появились и экспортные заказы. 28 апреля 2016 года вертолёт Ка-62 совершил первый тестовый полёт на аэродроме завода «Прогресс» в городе Арсеньев Приморского края. Наконец, военные захотели Ка-60, но уже на базе обновленного Ка-62 и снова с двигателями РД-600. Сделан заказ на 100 таких машин. Взлетная масса 6-8 тонн AgustaWestland AW139 {{::aw139-weststar4-2x.jpg?600|}} Максимальный взлётный вес: 6,800 кг На заводе в Томилино производственные мощности по локализованной сборке 15-20 вертолётов в год. Средние Взлетная масса 8-11 тонн Вертолёт "Минога" - камовский проект морского вертолёта на смену Ка-27 с двигателем ТВ7-117. {{::ka-92_160521_01.jpg?600|}} "Минога" должна сменить многоцелевой Ка-27, который сейчас состоит на вооружении ВМФ. При этом агентство сообщает, что размеры и взлетная масса нового вертолета будут меньше, чем у предшественника. Напомним, что у Ка-27 она достигает 12 тонн. Выпуск планируется в 2018. Взлетная масса 11-14 тонн Ми-8 {{::1330246091_1321414513_mi-82.jpg?600|}} Бестеллер всех времен и народов. Различные модификации Ми-8, Ми-17, Ми-14(морская версия) Максимальная взлётная масса 12 000-13 000 кг. Двигатели ТВ3-117 Ми-24 {{::725449_original.jpg?600|}} Ми-24, Ми-25, Ми-35 Максимальная взлётная 11 500 кг Двигатели ТВ3-117 Унифицирован с Ми-8 Ми-28 {{::1661519.jpg?600|}} максимальная взлётная масса: 12100 кг Двигатели ТВ3-117, с заменой на ТВ7-117 В сумме Казань, Улан-Уде и Ростов в хорошие годы выпускали около 350 вертолётов Ми-8/17/35/28. Сейчас упал спрос со стороны нефтяников - основного гражданского потребителя, есть промежуток в экспортных заказах. Производство снизилось примерно до 200. Ка-27 {{::d_ka-29_mistral_003.jpg?600|}} Ка-27, Ка-29, Ка-31, Ка-32 Базовый не выпускается, но выпуск спецвариантов продолжается в небольших объемах, пока не начнут выпускать Миногу. Максимальная взлётная масса: 12 000 кг Двигатели ТВ3-117 Ка-52 {{::4873387.jpg?600|}} Максимальная взлётная масса: 12 200 кг Двигатели ТВ3-117, с заменой на ТВ7-117 ПСКВ (RACHEL) (Перспективный средний комерческий вертолёт) {{::b37.jpg?600|}} Разрабатывается совместно КБ Камова и Миля дл замены в будущем Ми-8. Взлетный вес около 11 тонн. ПСВ (Перспективный скоростной вертолёт). {{::psv1.jpg?600|}} Госфинансирование программы закрыто, средства переданы на ПСВ В-37. Наработки реализованы в летающей лаборатории на базе Ми-24, которая претендует на то, чтобы поставить мировой рекорд скорости около 450 км/ч при нынешнем 400 км/ч. Наработки будут использованы как в военных, так и в гражданских проетах. Взлетная масса 14-20 тонн Ми-38. {{::mi-38.jpg?600|}} Макс. взлётная: 15600 кг Двигатели ТВ7-117 Тяжелые Взлетная масса 20-40 тонн Ми-46 Т {{::mi-46_1.gif?600|}} Максимальная взлетная масса, кг 30 000 Проект на замену Ми-6. Двигатели на базе ПС-90А. Advanced Heavy Lifter {{::1_1380.jpg?600|}} Масса 38 тонн. Разработка ведётся с Китаем. Несколько легче, чем Ми-26, несколько тяжелее, чем Ми-46. Предполагались двигатели Д-136 производства ПАО «Мотор-Сич», но сейчас речь идёт о российских аналогах. Сверхтяжелые Взлётная масса 40-60 тонн Ми-26Т {{::mi-26-18.jpg?600|}} Масса 58 тонн. Предполагается ремотризация на ПД-12В. Производство вертолётов в России. В 2013 году производство достигло 400 машин в год. В дальнейшем произошло снижение до 250. Причины - окончание крупных экспортных контрактов на Ми-8, снижение цены на нефть (и падение заказов от нефтянников), уменьшение закупок МО РФ. Проблему предполагается решить расширением линейки - Ми-38, Ка-62, Ансат, Ка-226 (для Индии), двухтонный вертолёт - наряду с Ми-8. Можно ожидать, что в течении нескольких лет выпуск превысит 400 вертолётов в год.