Инструменты пользователя

Инструменты сайта


авиация:шфдмс

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
Следующая версия Следующая версия справа и слева
авиация:шфдмс [2023/06/07 17:03]
admin
авиация:шфдмс [2023/06/13 14:48]
admin
Строка 3: Строка 3:
 В середине 70-х в СССР был создан первый широкофюзеляжный самолёт Ил-86. Но дальность его была лишь 3000 км, что во-первых,​ не давало возможности летать на Дальний Восток и через океан. Поэтому было решено на его базе создавать **Ил-86Д** с дальностью 9000, который должен был отличаться,​ во-первых,​ увеличенной площадью крыла (при той же стреловидности),​ и во-вторых,​ более мощными и экономичными двигателями. В остальном самолёт должен был быть полностью унифицированным с Ил-86, включая систему "​багаж с собой"​. В середине 70-х в СССР был создан первый широкофюзеляжный самолёт Ил-86. Но дальность его была лишь 3000 км, что во-первых,​ не давало возможности летать на Дальний Восток и через океан. Поэтому было решено на его базе создавать **Ил-86Д** с дальностью 9000, который должен был отличаться,​ во-первых,​ увеличенной площадью крыла (при той же стреловидности),​ и во-вторых,​ более мощными и экономичными двигателями. В остальном самолёт должен был быть полностью унифицированным с Ил-86, включая систему "​багаж с собой"​.
  
-В качестве ​двигателя планировался НК-56 тягой 18 тонн.+Взлётный ​вес и дальность предполагалось увеличить за счёт использования НК-56 тягой 18 тонн ​вместо НК-86 тягой 13 тонн у Ил-86.
  
-Но в конце 70-х начали активно применяться сверхкритические профили,​ и проект был кардинально переработан. Появился первый вариант с названием Ил-96 со сверхкритическим крылом меньшей,​ чем у Ил-86 стреловидностью и Т-образном оперением.+Но в конце 70-х начали активно применяться сверхкритические профили,​ и проект был кардинально переработан. Появился первый вариант с названием Ил-96 со сверхкритическим крылом меньшей,​ чем у Ил-86стреловидностью и Т-образном оперением.
  
 Однако во-первых,​ оказалось,​ что на основе прогресса в материалах,​ в электронике и аэродинамике можно сделать гораздо лучшую конструкцию. Однако во-первых,​ оказалось,​ что на основе прогресса в материалах,​ в электронике и аэродинамике можно сделать гораздо лучшую конструкцию.
  
-А, во-вторых,​ МАП принял очень неоднозначное решение - делать Ил-96 и Ту-204 с одинаковым двигателем. НК-56 был для ​этого ​слишком тяжёлым,​ и имел излишнюю тягу. Его конкурент - пермский проект Д-90 имел тягу 13,5 тонн, и для Ил-96 не годился от слова совсем (да и на Ту-204 их предполагалось три штуки, два под крылом и один в хвосте). Но у руководства МАП и Кузнецова был конфликт. И Д-90 (потом стал ПС-90) начали форсировать. Удалось разогнать до 16 тонн. ​+А, во-вторых,​ МАП принял очень неоднозначное решение - делать Ил-96 и Ту-204 с одинаковым двигателем. НК-56 был для ​Ту-204 ​слишком тяжёлым,​ и имел излишнюю тягу. Его конкурент - пермский проект Д-90 имел тягу 13,5 тонн, и для Ил-96 не годился от слова совсем (да и на Ту-204 их предполагалось три штуки, два под крылом и один в хвосте). Но у руководства МАП и Кузнецова был конфликт. И Д-90 (потом стал ПС-90) начали форсировать. Удалось разогнать до 16 тонн. ​
 Но с такими двигателями пришлось урезать пассажировместимость до 300, что сразу делало наш широкофюзеляжник неконкурентным. Для сравнения - А-340, в зависимости от версии мог перевозить от 375 до 475 пассажиров. В таком виде Ил-96-300 и взлетел в 1988 году. Но с такими двигателями пришлось урезать пассажировместимость до 300, что сразу делало наш широкофюзеляжник неконкурентным. Для сравнения - А-340, в зависимости от версии мог перевозить от 375 до 475 пассажиров. В таком виде Ил-96-300 и взлетел в 1988 году.
  
-Штучно (1-2 штуки в год) **Ил-96-300** сейчас производится в Воронеже для президентского авиаотряда (вариант Ил-96-300ПУ,​ пункт управления) и иногда для стран-изгоев. ​+Штучно (1-2 штуки в год) **Ил-96-300** сейчас производится в Воронеже для президентского авиаотряда (вариант Ил-96-300ПУ,​ пункт управления) и иногда для стран-изгоев. Это позволяет,​ в частности сохранить компетенции в производстве широкофюзеляжных самолётов - которые имеют, кроме нас, только США и объединённая Европа
  
  
Строка 23: Строка 23:
 **//​Ил-96-300ПУ//​** **//​Ил-96-300ПУ//​**
  
-Но когда двигатель форсируют - это создаёт множество проблем с надёжностью. Довести надёжность можно в процессе эксплуатации,​ если двигателей используют сотни. Но ПС-90 (а вместе с ним Ту-204 и Ил-96) не повезло родится на переломе эпох. И проблемы с двигателями мешали нормальной эксплуатации самолётов. А проблемные самолёты не пользовались популярностью у авиакомпаний,​ и не позволяли отладить двигатели. Получался замкнутый круг. Забегая вперёд скажу, что для ПС-90 этот круг разорвать удалось - во многом благодаря тому, что сделанный на его ​сонове газоперкачивающий агрегат сотнями ставили на трубпроводы.+Но когда двигатель форсируют - это создаёт множество проблем с надёжностью. Довести надёжность можно в процессе эксплуатации,​ если двигателей используют сотни. Но ПС-90 (а вместе с ним Ту-204 и Ил-96) не повезло родится на переломе эпох. И проблемы с двигателями мешали нормальной эксплуатации самолётов. А проблемные самолёты не пользовались популярностью у коммерческих ​авиакомпаний,​ и не позволяли отладить двигатели. Получался замкнутый круг. Забегая вперёд скажу, что для ПС-90 этот круг разорвать удалось - во многом благодаря тому, что сделанный на его основе газоперкачивающий агрегат сотнями ставили на трубопроводы.
  
 Но в начале 90-х проблема с надёжностью стояла в полный рост. Зато была наивная идея, что добрые западные партнёры пустят нас на свои рынок, и проблему с двигателями тоже помогут решить. Но в начале 90-х проблема с надёжностью стояла в полный рост. Зато была наивная идея, что добрые западные партнёры пустят нас на свои рынок, и проблему с двигателями тоже помогут решить.
  
  
-Первый опытный самолёт переделали в **Ил-96М**,​ поставив на него американские PW-2037 и удлинив фюзеляж. Его даже сертифицировали в США. Но на этом всё и закончилось,​ что было, как мы сегодня понимаем,​ неизбежно.+Первый опытный самолёт переделали в **Ил-96М** ​(или Ил-96-400), поставив на него американские PW-2037 и удлинив фюзеляж. Его даже сертифицировали в США. Но на этом всё и закончилось,​ что было, как мы сегодня понимаем,​ неизбежно.
  
 {{:​авиация:​259492.jpg?​600|}} {{:​авиация:​259492.jpg?​600|}}
  
-В начале 2000-х на этом самолёте американские двигатели заменили на НК-86 - ПОЯВИЛСЯ ​**Ил-86-400**, первый под этим обозначением.+//**Ил-96-400 с PW-2037**//
  
-{{:​авиация:​il-86.jpg?​600|}} 
  
-Затем на него были установлены ПД90А1 с тягой 17,4 тонны.+Затем на этот самолёт ​были установлены ПД90А1 с тягой 17,4 тонны. ​Однако к тому времени было уже понятно,​ что авиакомпании не будут возить на Иле пассажиров. Было решено сделать хотя бы грузовую версию. Пара транспортных Ил-96 сейчас поднимают с хранения,​ чтобы заменить западные самолёты в грузовых перевозках. 
 + 
 + 
 +{{:​авиация:​photo_2023-05-30_20-57-10.jpg?​600|}} 
 + 
 +//​**Ил-96-400Т**//​ 
 + 
 +Наконец,​ когда на страну начали накладывать санкции (ещё до СВО) начали прорабатывать пассажирский вариант **Ил-96-400** (он же Ил-96-400М),​ с двигателями ПД90А3 тягой 17,5 тонн. С точки зрения двигатель это был возврат к исходному проекту,​ на новом техническом уровне. 
 + 
 + 
 +{{:​авиация:​ил96-400.jpg?​600|}} 
 + 
 +**//​Ил-96-400М//​** 
 + 
 +Будущее этого проекта зависит от интереса авиакомпаний (т.е. от выхода из эксплуатации западных ШФДМС),​ а так же от перспектив CR-929 (см. далее). Если же интерес авиакомпаний так и не появится - что же, будут строить для президентского отряда,​ для стран-изгоев (число которых растёт) и транспортные варианты. Большой заказ возможен от военных,​ если они заинтересуются этим самолётом в качестве заправщика. 
 + 
 +Ну, и прежде чем перейти к перспективам российских ШФДМС - про экзотические проекты. 
 + 
 +Ил-96-500Т - для воздушной перевозки элементов ракет «Ангара» на космодром «Восточный». 
  
 {{:​авиация:​field_image_bezymyannyy_5.jpg?​600|}} {{:​авиация:​field_image_bezymyannyy_5.jpg?​600|}}
  
-{{:​авиация:​2019-04-24-il96-1.jpg?​600|}}+**//Ил-96-500Т//**
  
 +Большой интерес у ильюшенцев вызывала перспектива установки на Ил-96 виновинтеляторных двигателей НК-93.
  
 +{{:​авиация:​p1020424.jpg?​600|}}
 +
 +//**НК-93 на ЛЛ Ил-76**//
 +
 +Рассматривался вариант Ил-96 с двумя двигателями НК-93.
  
 {{:​авиация:​orig.jpg?​600|}} {{:​авиация:​orig.jpg?​600|}}
  
 +**//​Макет Ил-96 с НК-93//**
  
-{{:авиация:​photo_2023-05-30_20-57-10.jpg?600|}}+и **Ил-96-550** - двухэтажный самолёт на 600 пассажиров с четырьмя двигателями НК-93.
  
 +{{:​авиация:​2019-04-24-il96-1.jpg?​600|}}
 +
 +//​**Ил-96-550**//​
 +
 +А теперь - о перспективах отечественных ШФДМС. Россия участвовала в совместном с Китаем проекте **C929**. Предполагалось,​ что Россия,​ основываясь на опыте создания крыла МС-21, разработает и будет производить композитное крыло нового самолёта,​ Китай - фюзеляж и окончательную сборку. Двигатели предполагаются западные,​ но в качестве варианта для российских авиакомпаний - ПД-35.
 +
 +Однако возникли два вопроса. Во-первых - как делить прибыль. Наши хотят при равных вложениях делить прибыль пополам. Китайцы же предлагают разделить рынки - себе взять внутрикитайский,​ а России предложить продавать во всём остальном мире (включая,​ естественно,​ российский). Естественно,​ нас такой расклад не устраивает.
 +Вторая же проблема гораздо важнее,​ и может вообще загубить проект. Россия,​ обложенная санкциями,​ предлагала использовать в самолёте,​ прежде всего, оборудование участников проекта - то есть российское и китайское,​ даже если оно обеспечивает не столь высокие характеристики,​ как лучшие мировые образцы. Китайцы же настаивают на равном состязании производителей оборудования. ​
 +
 +Видимо,​ на уровне руководства китайского авиапрома пока нет понимания,​ что "​Сейчас идут перемены,​ которых не было в течение ста лет. Когда мы вместе,​ то мы двигаем эти перемены"​ (Си Цзиньпин). Напротив,​ есть вера в то, что "​партнёры"​ будут выполнять свои обязательства и своими руками будут выращивать конкурента Эрбасу и Боингу.
 +
 +Впрочем,​ они не одиноки в таких иллюзиях - если бы МС-21 хотя бы с середины 2010-х годов переориентировался с "​лучших мировых образцов"​ на отечественные,​ то дела с ним пошли бы быстрее.
 +
 +Понятно,​ что самолёт с западным оборудованием Россию не устраивает - поставщики просто не разрешат его у нас использовать.
  
-{{:​авиация:​ил96-400.jpg?​600|}} 
  
-//C929// 
  
 {{::​1517471371_cr929-rusia-china-777x437.jpg?​600|}} {{::​1517471371_cr929-rusia-china-777x437.jpg?​600|}}
 +
 +**//​C929//​**
 +
 +Что же нам в итоге делать?​ Судя по заявлениям,​ Россия хочет перейти в проекте CR-929 из акционеров в поставщики (конкретно,​ поставщики крыла, но, возможно и другого оборудования). Одновременно,​ становясь поставщиком,​ Россия снимает с себя обязанности не развивать конкурирующие проекты. Конкретно,​ интерес представляет самолёт с композитным крылом,​ разработанным в рамках проекта CR-929 (возможно,​ несколько модифицированным),​ российским оборудованием (унифицированным с оборудованием МС-21), двумя двигателями ПД-35 и алюминиевым фюзеляжем на базе Ил96-400М.
 +
 +Фюзеляж Ил-96 освоен в производстве,​ обладает высоким весовым совершенством,​ да и в целом, применение композитов в фюзеляже не даёт существенного выигрыша. Китайцы подрядили на проектирование композитного фюзеляжа итальянцев из Леонардо,​ но получится ли им сделать удачную конструкцию - неизвестно (и в этом ещё один риск китайского проекта).
 +
 +По остальным же составляющим проекта ШФДМС работа идёт. В ЦАГИ проходят прочностные испытания элементов композитного крыла, разработка ПД-35, пускай сдвинулась из-за потребности в разработке и доводке многих других двигателях (ПД-8, ПД-14, ВК-800, ВК-650, ВК-1600, ТВ7-117), но не закрыта,​ и, по окончанию аврала будет закончена.
 +
 +По словам Мантурова,​ отечественный ШФДМС будет готов в 2028-2030 годах. ​
 +
 +И, безусловно,​ испытания Ил96-400М (которые скоро начнутся) имеют большое значение прежде всего в рамках этого проекта.  ​
  
  
-Совместный с Китаем проект дальнемагистрального широкофюзеляжника. Первый полёт намечен на 2026 год, с 2028 года серийный выпуск. Двигатели - западные,​ в качестве варианта разрабатвываемый ПД-35. Композитное крыло. По планам предполагается выпускать до 50 самолётов в год. В производстве будут задействованы российские авиапредприятия,​ окончательная сборка - в Шанхае. 
  
авиация/шфдмс.txt · Последние изменения: 2023/10/31 10:47 — admin